Не вернулась бы к данной теме, если бы на просторах Инета мне не попалась сначала вот эта задолбашка -
zadolba.li/story/32918 - а потом и ответы на нее, которые меня ну совсем не удовлетворили.
Вопрос автора изначальной задолбашки звучал так: почему в 90% нячьей любовной фэнтези главный герой, к которому героиня в итоге вспыхивает страстью,
далее цитата "При знакомстве он окидывает нашу героиню презрительным взглядом, он заносчив и высокомерен, он циничен и эгоистичен, он часто готов на подлости, и он обязательно в начале книги делает героине какую-нибудь гадость. Герой оскорбляет её, иногда унижает прилюдно, настраивает против неё окружение, стремится ухудшить её социальный статус, в некоторых случаях становится причиной разорения её семьи. Иногда он даже убивает её отца или брата, иногда захватывает её замок со своими войсками и делает её своей пленницей, в особо жёстких случаях даже имеет место быть изнасилование." . ?
В ответ на него накидали... по сути, все, что накидали в ответ, еще 20 лет назад спел Тимур Шаов в "Любовном чтиве". То есть - что это такой специальный жанр для женщин за 35, несчастных в браке, а им обязательно надо, чтобы героиня перед хеппи-эндом обязательно пострадала, иначе не получается отождествить себя с нею.
Насчет того, что это и есть таргет-группа именно нячьей фэнтези, у меня есть некоторые сомнения... но сейчас разговор не о том. Я признаю наличие такой аудитории и не отказываю ей в праве отождествляться именно со страдающим персонажем - все люди разные. Я, вместе с автором задолбашки, не понимаю несколько иного - почему героиня някофэнтези выбирает ИМЕННО ТОГО, от кого пострадала???
Ибо в типовом любовном романе мучитель героини и ее прекрасный возлюбленный - РАЗНЫЕ ПЕРСОНАЛИИ!!!
читать дальше Я из того поколения, которое еще прекрасно помнит пресловутую карикатуру в журнале Крокодил с подписью; "А когда сеньор Леонсио отправил Изауру рубить тростник, я прям рыдала!" Но в том-то и дело, что в итоге Изаура оказалась с кем-то другим, чьего имени я за давностью лет уже не помню, а Леонсио вроде бы вообще то ли застрелили, то ли сам застрелился!
Или Анжелика - унижениям и домогательствам ее подвергают Филипп де Бельер, король, султан и иже с ними, но Жофрей де Пейрак - всегда исключительно спаситель и освободитель. Да, к их отношениям в первом томе саги вполне можно поставить любимый тег някофэнтези "от ненависти до любви" - однако первоначальная ненависть героини была вызвана исключительно тем, что ее муж старый хромой урод, но уж никак не тем, что он урод моральный!
Чтиво рангом пониже попадало мне в руки не так часто, но и там, насколько мне припоминается, насиловали героиню одни, а спасали совсем другие. Собственно, это сформулировано даже все в той же песне Шаова:
Падишах закричал: "Ты, девчонка, меня отвергаешь?
Я отдам тебя слугам, и ты униженье познаешь!"
Десять рослых мулатов схватили ее и раздели
(Ее грудь поднялась, от желанья соски отвердели),
Десять рослых мулатов без слов тут же ей овладели -
Почему бы мулатам ей не овладеть, в самом деле?
Но тут принц прискакал, всех убил и раскрыл ей объятья...
В нячьем же чтиве опция принца не предусмотрена. Точнее, нам предлагают поверить, что в принца каким-то образом к концу романа пресуществился сам падишах. Пресловутый треугольник Картмана (или как там его
))) "жертва - обидчик - спаситель" в них сворачивается в петлю Стокгольмского синдрома, когда героиня в итоге начинает верить, что только обидчик и может быть ее настоящим спасителем.
И вот лично этот факт мне не просто непонятен, но откровенно меня ужасает. Доходит ведь до того, что... не буду называть ни автора, ни названий, дабы не делать рекламу, но в некой трилогии имеет место быть друг главного героя, способный относиться к женщинам вполне вменяемо, и именно он несколько раз углаживает и успокаивает героиню после претерпения ею от главного героя. После чего автор решает запустить новую серию уже про роман данного персонажа - и тот, кто к чужой девушке относился с джентльменским уважением, по отношению к собственной избраннице тут же превращается в столь же беспросветного мудака!!! Тем, кто, ранее оценив персонажа, нацелился на историю изысканного и элегантного соблазнения в его исполнении - вам не сюда однозначно.
Итак, вывод раз: герой нячьего чтива может быть не мудаком только с женщиной, которую не хочет - ну или хочет слегка между делом, просто развлечься. Но как только женщина начинает нравиться ему всерьез, он превращается с нею в отменного сукина сына.
И в этой связи хотелось бы обратить особое внимание на тег "истинная пара". Суть его - герой каким-то образом понимает, что именно эта няка подходит ему больше других, после чего у него в натуре сносит крышу. Очень часто, потому что его сводит с ума ее ЗАПАХ. Реже - именно она обладает какой-то особой разновидностью магии, или возможностью снять проклятье, или еще чем-то подобным... Иногда это (в том числе сама притягательность запаха) мотивируется тем, что с такой партнершей получится наиболее генетически идеальное здоровое потомство. Но так или иначе, нужна ему она ни разу не как субъект, а только как объект, не побоюсь сказать - как вещь. И охранять и оберегать ее он готов ровно в той же степени, что свою виллу от ограбления или свою машину от угона или пробоя шин хулиганами. Он же сам знает, что лучше для вещи, а своего мнения у той быть не может!
Но опять же здесь, как по мне, даже "объектность" героини - не главное. Главное же то, что свое влечение к ней герой не контролирует то есть совершенно, до такой степени, что готов, как бешеный пес, спариваться прям в общественных местах. И это влечение начисто отключает ему всю верхнюю кору мозга, оставляя только подкорку - реагировать на рефлексах, даже на довольно сложных, может, но думать и усваивать новую инфу - ни разу. А чтобы удовлетворить эту чисто физическую тягу (которая к тому же обычно неудовлетворима, чем больше пьешь, тем больше хочется), герой готов вообще на все. На любую мерзость.
В этой связи уместно будет вспомнить Танит Ли, ее расу Висов из соотв. трилогии и то возбуждение, которое рождал в них восход Багряной звезды. И тем контрастнее видно то, что у Висов даже под этим воздействием кора мозга остается на месте, и они не теряют способности ни думать, ни придерживаться норм общественных приличий, ни, если обстоятельства против, засунуть свое влечение себе в карман и перетерпеть. Они остаются РАЗУМНЫМИ.
Героев же нячьей фэнтези влечение превращает в ЖИВОТНЫХ. И они не успокоятся, пока не опустят до животного состояния и избранную ими самку. И считают абсолютно непрошибаемым аргументом, что если у самки от их домогательств увлажнилось одно место, то она столь же нестерпимо хочет именно его - ну ведь не может же быть так, что у нее кора мозга не отрубилась, если вообще наличествует!!!
И вот это-то животное влечение читателю и преподносится как любовь. А высшим его достижением считается, когда самец додумывается до ритуалов ухаживания, которые существуют даже у птиц и пауков. Раз не просто оттрахал, а еще и украсил гнездо листиками и принес вкусную ящерицу - значит, точно любит, никаких сомнений быть не может! В этом месте верхняя кора отключается даже у самой несговорчивой самки, и она счастливо падает к самцу на его уровень безмыслия.
Короче, читайте "Образцового самца" Дарьи Кузнецовой, где она очень жестко и саркастично обнажила именно данную схему любовной фэнтези: www.litres.ru/darya-andreevna-kuznecova/obrazco...
Но вот на вопрос, почему у современных читательниц вдруг оказалась востребована именно такая схема поведения в паре, однозначного ответа у меня нет. Конечно, можно предположить, что данную схему спускают им сверху издатели в целях массового убеждения женщин, что принцев и даже Висов в природе не бывает, а потому жри, что дают, и будь с тем, кто предложил. Но это уже будет конспирология, к тому же она могла бы объяснить, почему это пишут, но уж никак не почему это читают.
Единственное, что могу предположить я сама...
...основано на опыте моего деревенского детства. Где среди баб совершенно необсуждаемой аксиомой считалось, что если мужики сильнее, то мы умнее. Мужик нужен в хозяйстве как тягловая сила и осеменитель, но это не делает его полноразумным, и пользоваться второй сигнальной системой он способен весьма и весьма ограниченно, только для координации действий в процессе делания чего-нибудь. Решать же все в семье - прерогатива женщины, а зарплату у мужика лучше всего сразу отобрать до копейки, ибо если не пропьет, то просадит на свои забавки - на лодочный мотор, мотоцикл, далее со всеми остановками...
И знаете, рискую показаться половой шовинисткой, но глядя на довольно-таки многих деревенских ровесников моего отца, в это вполне верилось. (А вот на ровесников моего деда, кстати - нет! С большинством уличных дедов я вполне была способна договориться словами через рот, да и они никогда не относились ко мне с бОльшим пренебрежением, чем к пацанам. Но это совершенно отдельная тема, свои догадки по которой я здесь излагать не стану.)
Так вот, сдается мне, леди и джентльмены, что подавляющее большинство нынешних авториц нячьего чтива вышли ровно из этой среды. Если не деревенской, то аналогичной городской. Они попросту не в состоянии представить себе, что самец УМЕЕТ проявлять расположение к самке не как кобель или, в самом лучшем случае, птиц-ткачик. Ну нечем ему уметь, природа не позаботилась.
А значит (вывод два), самые идеальные отношения, которые с ним возможны - это стать ему НАСТОЛЬКО!!! нужной и незаменимой, чтоб у него разом отшибло вставание на прочих самок, а в единственную извилину даже не закралась идея, что он может без тебя обойтись. Совсем хорошо - если до такой степени обойтись без тебя не может альфа-самец, у которого много ресурсов и выставочный экстерьер. Ничего лучшего в окружавшей ИХ в юности жизни авторицы просто не видели... ну а прочитанное и увиденное с экрана не воспринималось как столь же репрезентативное (да и много ли было того прочитанного, да и какого уровня было просмотренное???)
И ровно из этого же социального слоя происходит подавляющее большинство читательниц някофэнтези. Какого они при этом возраста, состоят в браке или нет - уже существенно менее важно.
И пока няки готовы за это платить, издатель будет это штамповать. А чем больше издатель будет это штамповать, тем меньше у няк будет хоть какой-то альтернативы этой животной страсти.
Замкнутый круг...
Ладно б еще это подавалось как легкий подростковый инфантилизм, когда герои еще не научились свои чувства нормально выражать, - это хотя бы дает надежду, что повзрослеют и поумнеют...
Итак, если кто-то после 35 всерьез читает (т.е. тратит деньги на покупку или хотя бы время на поиск в инете) именно произведений на уровне 12-13 летки, то он застрял на этом уровне. Это раз. Если читатель не прошел прочие уровни набора опыта, герои по определению не могут быть сильно его умнее, особенно главные. Всякий побочный советник, мелькнувший хозяин таверны или посол заморской страны - еще куда ни шло, но сильно рядом такие субъекты попросту раздражают аудиторию. Значит, даже тысячелетний вампир будет не умнее отстающего пэтэушника, и это два.
Три. Чего хотят "подростки-переростки"? Красивой жизни (принцы, эльфы и эмиры, все сюда вместе с гламурными упырями, оборотнями и драконами... фух, никого не забыла?), суперскиллов без особых трудов (колдовство, мутация, технопримочки и артефакты из другого мира), яркого романа (шоб грохотало и сияло) и приключений на обе попы. Это все идет в комплекте.
Ну и четыре. Герой-"мудак", но страсть все сметает... А он не мудак, он заложник всего вышеперечисленного. Он должен и оттенять "лучшую" (ха-ха) героиню, и обеспечивать ей (то есть читательнице) всю эту карусель яркой жизни с американскими горками чувств. Героиня (читательница, МС и так далее) вся такая трепетная, няшная или нарочито холодная, а у него - ресурсы и функция. Кстати, отметим это: герой в нашем случае - это человек-функция. Но поскольку просто стоять и обеспечивать поддержку героине он не может, а закрученная интрига с привлечением энного количества других персонажей - штука сложная и требует уровня повыше 12-13 лет современного уровня ("мельчает век - мельчает идиот"), то в нем одном сплелось все:
- он должен быть сильным (то есть агрессором, другой силы публика не поймет-с);
- он должен совершать решительные поступки (влипать в неприятности и доставлять их героине, чтобы потом с размахом помочь выпутаться или, напротив, помочь раскрыть, как героиня их преодолеет);
- он должен быть безумно влюбленным (не мыслить логически и вести себя неадекватно с героиней, иначе как публика поймет, что он влюблен);
- он должен быть "настоящей половинкой" героини, чтобы уж наверняка получилось "счастье" (соулмейты, магия, запахи, пророчества и прочее в кучку).
Где тут хоть мизерный шанс на адекватность героя? Он даже не может сбежать, ведь эта няша - его судьба с большой буквы... Ну, за героя девочково-дамских романов, не чокаясь!
А категория за 35, как по мне, скорее возьмет классическую схему, где принц и падишах таки разные субъекты
ФедерацииА вот те, у кого свидетельство о рождении уже не зелененькая корочка с гербом, а заламинированный листочек - да, шанса повзрослеть у них практически нет
или экскурсы в жизнь миллионеров
Вот это особенно. Сама как-то удивилась, как узнала от знакомой. А вот с историчкой уже у многих не складывается, кстати, кроме совсем уж условных декораций и в виде сериалов. Шаг вправо-влево от метаний героини - и все, полная терра инкогнита. Контекст, интриги на фоне эпохи, обрывки школьной программы, наконец? Нет, все стерто. Скоро, чувствую, даже в рамках "старой схемы" с героиней, героем и отдельным агрессором, условная Анжелика, сняв кринолин после бала в Версале Короля-Солнца, наутро сможет выехать позагорать в Ниццу, предварительно упаковав в сундук бикини от Диора, если, конечно, по дороге ее не остановит двигающийся на Париж Наполеон. А похищенная коварным султаном юная княжна сбежит от него в отель с ол-инклюзивом, где случайно встретит своего принца в казино...
А вообще, похоже, я в силу собственной физиологии еще и здорово недооцениваю степень шибания гормонами по мозгам в подростковом возрасте и использование этого как критерия для ой-какой-влюбленности. И дело даже не в том, что я была умненькой девочкой - был у нас в классе прецедент, когда другой немногим менее умненькой девочке, снабжавшей меня книжками про зверье и его исследователей типа Даррела, в предпоследнем классе вдруг настолько вдарило по шарам, что они со своим мальчиком только что прямо в туалете этим не занимались. Мне просто реально не вдаряло вообще ни в каком возрасте, наоборот, я всегда сторонилась любой телесности. Эмоциональная власть над всеми, телесная свобода от всех - вот мой тогдашний идеал
Да, и кстати - чувствую, даже в рамках "старой схемы" с героиней, героем и отдельным агрессором, условная Анжелика, сняв кринолин после бала в Версале Короля-Солнца, наутро сможет выехать позагорать в Ниццу, предварительно упаковав в сундук бикини от Диора, если, конечно, по дороге ее не остановит двигающийся на Париж Наполеон. А похищенная коварным султаном юная княжна сбежит от него в отель с ол-инклюзивом, где случайно встретит своего принца в казино... - уже НЕ шутка. А суровая реальность. Вляпалсь я как-то раз мастерить вампирятинку-словеску. Так вот некая няша в возрасте крепко за тридцатник, лично мне знакомая, явилась туда с квентой няшного вампира, который... вы хорошо сидите? точно хорошо? падать со стула не слишком высоко будет?... так вот - оный вампирчик у нее закончил бизнес-колледж в Венеции XIV века!!!! И дама обиделась вусмерть, когда я как ДМ поинтересовалась, не закончил ли он где-то в веке шестнадцатом еще и компьютерные курсы...
Скорее это какая-то ничем не прошибаемая уверенность, что без такого вот покровителя, который создаст тебе режим благоприятствования, сама ты ничего у судьбы зубами не вырвешь и места, сообразного своим возможностям, не добьешься.
Но да, предполагается, что читательница сего либо не верит в наличие у себя самой воли и мозгов, либо и в самом деле не то чтобы их имеет, а потому способна отождествить себя лишь с аналогичной героиней-Золушкой. Чтоб и принц, и фея-крестная посодействовали
А в результате я уже несколько раз ловила себя на том, что если у ГЕРОЯ таки есть воля и мозги (например, как вот здесь: www.litres.ru/aleksandr-vert-21552471/urod/ ), я автоматически начинаю отождествлять себя с ним, даже если он не блещет гуманизмом. С той только поправкой, что няку хочу поскорее прибить, дабы та сама не мучалась и меня не мучала.
Фигли там, максимум что будет - герой с барского плеча разрешит своей любимой дурочке баловаться её глупеньким хобби. Типа сына-наследника родила, ну пусть уж порадуется. И в итоге получается, что заявленный талант или интерес героини нужен только для того, чтобы она отличалась от "обычных тупых куриц". Чем лучше курица тупая необычная - а чёрт их знает!
В том-то и дело
У нас с дорогим соавтором, к примеру, в любом совместном тексте есть свой персонаж-художник - потому что зверинька любит это дело и никогда не против о нем лишний раз порассуждать
В этой связи неожиданно вспомнилось из Дочери железного дракона - во время траха думай о химическом опыте, а во время химического опыта вспоминай трах - и если трах был хорош, то и опыт получится
Эх... я ведь и "Час кроткой воды" так написала, а приквел пишу тем более такой. ГГ первым додумался отделить сыск и следствие от суда и охраны правопорядка - и... инициатива наказуема. И вот он все это дело с нуля организует. И я это все пишу. И меня ПРЕТ.
Представила, как можно обыграть эту "лавочку"... ведь золотая жила!
Но нет.
Асмела Лавочку-то можно шикарно обыграть. Но я не случайно упомянула Лизку и Кристину - быть королевой тоже РАБОТА. А они обе и чего-то другого по настоящему не достигли, и эту свою работу провалили с треском.
Ну и в ту же копилочку все тот же многократно поминаемый мной в последние два года Алексей Михайлович. Который и жрец, и срец, и на дуде игрец, в результате царь... где-то как-то по остаточному принципу. К нему гонец на тему переговоров с Богданом Хмельницким - а ему не до того, он с Борисом Морозовым обсуждает районирование дынь на широте Москвы...
Так что лично мне самой было бы интереснее написать (или хотя бы прочитать), как мелкое чуфыкало дорастает до Королевы с большой буквы и понимает, что гос.делам время, а дыням и переводам с греческого - час.
И, кстати говоря, насчёт того, что Треугольник Карпмана сворачивается в стокгольмский синдром - иногда у меня возникает впечатление, что есть заказ на романтизацию этого самого синдрома. Но, скорее всего, тут не тайная ложа, а явная лажа. Героиня должна быть ужжжасно женственной, а значит, пассивной (лавочки и побеги обычно выглядят теми ещё рюшечками, выгодно отличающими эту вещь от толпы других). Беда в том, что писать про пассивного героя в главной роли можно только в том случае, если ему постоянно устраивают какую-то карусель другие. А так как привкус проваленного сюжета всё одно присутствует, то его пытаются отбивать как привкус тухлятины в блюде - острыми специями. Просто десять мулатов уже не торт, надо ещё острее, чтобы героиня влюбилась именно в того, кто её мучает. Это даёт ей повод обстрадаться, что ну низзя же с ней так, или можно, он во всём прав, а она тут слишком о себе возомнила, как вариант - ах какая я ужасная, что готова предать свою свободу, забыть убиенную родню и захваченную страну, и отдаваться этому мерзавцу душой и телом. Вот этот вот типа моральный конфликт должен придавать героине некую глубину и маскировать то, что образ картонный шо трындец.
иногда у меня возникает впечатление, что есть заказ на романтизацию этого самого синдрома.
Вот и мне настойчиво кажется то же самое. А что до тайной ложи... ее нет, но я таки не исключаю внятного издательского заказа. Который тоже явная лажа и проистекает лишь из того, что такая дребедень хоть как-то продается и дает план по валу, но никому от этого не легче.
И да, похоже, про отбитие привкуса проваленного сюжета - это и есть разгадка