Не вернулась бы к данной теме, если бы на просторах Инета мне не попалась сначала вот эта задолбашка -
zadolba.li/story/32918 - а потом и ответы на нее, которые меня ну совсем не удовлетворили.
Вопрос автора изначальной задолбашки звучал так: почему в 90% нячьей любовной фэнтези главный герой, к которому героиня в итоге вспыхивает страстью,
далее цитата "При знакомстве он окидывает нашу героиню презрительным взглядом, он заносчив и высокомерен, он циничен и эгоистичен, он часто готов на подлости, и он обязательно в начале книги делает героине какую-нибудь гадость. Герой оскорбляет её, иногда унижает прилюдно, настраивает против неё окружение, стремится ухудшить её социальный статус, в некоторых случаях становится причиной разорения её семьи. Иногда он даже убивает её отца или брата, иногда захватывает её замок со своими войсками и делает её своей пленницей, в особо жёстких случаях даже имеет место быть изнасилование." . ?
В ответ на него накидали... по сути, все, что накидали в ответ, еще 20 лет назад спел Тимур Шаов в "Любовном чтиве". То есть - что это такой специальный жанр для женщин за 35, несчастных в браке, а им обязательно надо, чтобы героиня перед хеппи-эндом обязательно пострадала, иначе не получается отождествить себя с нею.
Насчет того, что это и есть таргет-группа именно нячьей фэнтези, у меня есть некоторые сомнения... но сейчас разговор не о том. Я признаю наличие такой аудитории и не отказываю ей в праве отождествляться именно со страдающим персонажем - все люди разные. Я, вместе с автором задолбашки, не понимаю несколько иного - почему героиня някофэнтези выбирает ИМЕННО ТОГО, от кого пострадала???
Ибо в типовом любовном романе мучитель героини и ее прекрасный возлюбленный - РАЗНЫЕ ПЕРСОНАЛИИ!!!
читать дальше Я из того поколения, которое еще прекрасно помнит пресловутую карикатуру в журнале Крокодил с подписью; "А когда сеньор Леонсио отправил Изауру рубить тростник, я прям рыдала!" Но в том-то и дело, что в итоге Изаура оказалась с кем-то другим, чьего имени я за давностью лет уже не помню, а Леонсио вроде бы вообще то ли застрелили, то ли сам застрелился!
Или Анжелика - унижениям и домогательствам ее подвергают Филипп де Бельер, король, султан и иже с ними, но Жофрей де Пейрак - всегда исключительно спаситель и освободитель. Да, к их отношениям в первом томе саги вполне можно поставить любимый тег някофэнтези "от ненависти до любви" - однако первоначальная ненависть героини была вызвана исключительно тем, что ее муж старый хромой урод, но уж никак не тем, что он урод моральный!
Чтиво рангом пониже попадало мне в руки не так часто, но и там, насколько мне припоминается, насиловали героиню одни, а спасали совсем другие. Собственно, это сформулировано даже все в той же песне Шаова:
Падишах закричал: "Ты, девчонка, меня отвергаешь?
Я отдам тебя слугам, и ты униженье познаешь!"
Десять рослых мулатов схватили ее и раздели
(Ее грудь поднялась, от желанья соски отвердели),
Десять рослых мулатов без слов тут же ей овладели -
Почему бы мулатам ей не овладеть, в самом деле?
Но тут принц прискакал, всех убил и раскрыл ей объятья...
В нячьем же чтиве опция принца не предусмотрена. Точнее, нам предлагают поверить, что в принца каким-то образом к концу романа пресуществился сам падишах. Пресловутый треугольник Картмана (или как там его
))) "жертва - обидчик - спаситель" в них сворачивается в петлю Стокгольмского синдрома, когда героиня в итоге начинает верить, что только обидчик и может быть ее настоящим спасителем.
И вот лично этот факт мне не просто непонятен, но откровенно меня ужасает. Доходит ведь до того, что... не буду называть ни автора, ни названий, дабы не делать рекламу, но в некой трилогии имеет место быть друг главного героя, способный относиться к женщинам вполне вменяемо, и именно он несколько раз углаживает и успокаивает героиню после претерпения ею от главного героя. После чего автор решает запустить новую серию уже про роман данного персонажа - и тот, кто к чужой девушке относился с джентльменским уважением, по отношению к собственной избраннице тут же превращается в столь же беспросветного мудака!!! Тем, кто, ранее оценив персонажа, нацелился на историю изысканного и элегантного соблазнения в его исполнении - вам не сюда однозначно.
Итак, вывод раз: герой нячьего чтива может быть не мудаком только с женщиной, которую не хочет - ну или хочет слегка между делом, просто развлечься. Но как только женщина начинает нравиться ему всерьез, он превращается с нею в отменного сукина сына.
И в этой связи хотелось бы обратить особое внимание на тег "истинная пара". Суть его - герой каким-то образом понимает, что именно эта няка подходит ему больше других, после чего у него в натуре сносит крышу. Очень часто, потому что его сводит с ума ее ЗАПАХ. Реже - именно она обладает какой-то особой разновидностью магии, или возможностью снять проклятье, или еще чем-то подобным... Иногда это (в том числе сама притягательность запаха) мотивируется тем, что с такой партнершей получится наиболее генетически идеальное здоровое потомство. Но так или иначе, нужна ему она ни разу не как субъект, а только как объект, не побоюсь сказать - как вещь. И охранять и оберегать ее он готов ровно в той же степени, что свою виллу от ограбления или свою машину от угона или пробоя шин хулиганами. Он же сам знает, что лучше для вещи, а своего мнения у той быть не может!
Но опять же здесь, как по мне, даже "объектность" героини - не главное. Главное же то, что свое влечение к ней герой не контролирует то есть совершенно, до такой степени, что готов, как бешеный пес, спариваться прям в общественных местах. И это влечение начисто отключает ему всю верхнюю кору мозга, оставляя только подкорку - реагировать на рефлексах, даже на довольно сложных, может, но думать и усваивать новую инфу - ни разу. А чтобы удовлетворить эту чисто физическую тягу (которая к тому же обычно неудовлетворима, чем больше пьешь, тем больше хочется), герой готов вообще на все. На любую мерзость.
В этой связи уместно будет вспомнить Танит Ли, ее расу Висов из соотв. трилогии и то возбуждение, которое рождал в них восход Багряной звезды. И тем контрастнее видно то, что у Висов даже под этим воздействием кора мозга остается на месте, и они не теряют способности ни думать, ни придерживаться норм общественных приличий, ни, если обстоятельства против, засунуть свое влечение себе в карман и перетерпеть. Они остаются РАЗУМНЫМИ.
Героев же нячьей фэнтези влечение превращает в ЖИВОТНЫХ. И они не успокоятся, пока не опустят до животного состояния и избранную ими самку. И считают абсолютно непрошибаемым аргументом, что если у самки от их домогательств увлажнилось одно место, то она столь же нестерпимо хочет именно его - ну ведь не может же быть так, что у нее кора мозга не отрубилась, если вообще наличествует!!!
И вот это-то животное влечение читателю и преподносится как любовь. А высшим его достижением считается, когда самец додумывается до ритуалов ухаживания, которые существуют даже у птиц и пауков. Раз не просто оттрахал, а еще и украсил гнездо листиками и принес вкусную ящерицу - значит, точно любит, никаких сомнений быть не может! В этом месте верхняя кора отключается даже у самой несговорчивой самки, и она счастливо падает к самцу на его уровень безмыслия.
Короче, читайте "Образцового самца" Дарьи Кузнецовой, где она очень жестко и саркастично обнажила именно данную схему любовной фэнтези: www.litres.ru/darya-andreevna-kuznecova/obrazco...
Но вот на вопрос, почему у современных читательниц вдруг оказалась востребована именно такая схема поведения в паре, однозначного ответа у меня нет. Конечно, можно предположить, что данную схему спускают им сверху издатели в целях массового убеждения женщин, что принцев и даже Висов в природе не бывает, а потому жри, что дают, и будь с тем, кто предложил. Но это уже будет конспирология, к тому же она могла бы объяснить, почему это пишут, но уж никак не почему это читают.
Единственное, что могу предположить я сама...
...основано на опыте моего деревенского детства. Где среди баб совершенно необсуждаемой аксиомой считалось, что если мужики сильнее, то мы умнее. Мужик нужен в хозяйстве как тягловая сила и осеменитель, но это не делает его полноразумным, и пользоваться второй сигнальной системой он способен весьма и весьма ограниченно, только для координации действий в процессе делания чего-нибудь. Решать же все в семье - прерогатива женщины, а зарплату у мужика лучше всего сразу отобрать до копейки, ибо если не пропьет, то просадит на свои забавки - на лодочный мотор, мотоцикл, далее со всеми остановками...
И знаете, рискую показаться половой шовинисткой, но глядя на довольно-таки многих деревенских ровесников моего отца, в это вполне верилось. (А вот на ровесников моего деда, кстати - нет! С большинством уличных дедов я вполне была способна договориться словами через рот, да и они никогда не относились ко мне с бОльшим пренебрежением, чем к пацанам. Но это совершенно отдельная тема, свои догадки по которой я здесь излагать не стану.)
Так вот, сдается мне, леди и джентльмены, что подавляющее большинство нынешних авториц нячьего чтива вышли ровно из этой среды. Если не деревенской, то аналогичной городской. Они попросту не в состоянии представить себе, что самец УМЕЕТ проявлять расположение к самке не как кобель или, в самом лучшем случае, птиц-ткачик. Ну нечем ему уметь, природа не позаботилась.
А значит (вывод два), самые идеальные отношения, которые с ним возможны - это стать ему НАСТОЛЬКО!!! нужной и незаменимой, чтоб у него разом отшибло вставание на прочих самок, а в единственную извилину даже не закралась идея, что он может без тебя обойтись. Совсем хорошо - если до такой степени обойтись без тебя не может альфа-самец, у которого много ресурсов и выставочный экстерьер. Ничего лучшего в окружавшей ИХ в юности жизни авторицы просто не видели... ну а прочитанное и увиденное с экрана не воспринималось как столь же репрезентативное (да и много ли было того прочитанного, да и какого уровня было просмотренное???)
И ровно из этого же социального слоя происходит подавляющее большинство читательниц някофэнтези. Какого они при этом возраста, состоят в браке или нет - уже существенно менее важно.
И пока няки готовы за это платить, издатель будет это штамповать. А чем больше издатель будет это штамповать, тем меньше у няк будет хоть какой-то альтернативы этой животной страсти.
Замкнутый круг...
Потому что, как бы не хихикали над образом "дамы в биде", но у стандартной обстрадательной ррромантишной героини свои задачи тоже есть. Как минимум, она верна своему избраннику и ради него готова отвергать всяких там падишахов, даже если герой её сердца вообще не принц и такой роскоши, как злодей-домогатель, ей устроить не сможет (или в итоге устроит милостью автора, но на момент происходящего дама об этом не в курсе). И в любом случае, прынц где-то там, а падишах вот он. И если его отвергать, то можно огрести так, что принцу останется только оплакать да отомстить за твою смерть. По сути, среднестатистическая романтическая героиня - это личность, у которой Делом стала Любовь. Учитывая, что у героя таких книг ситуация примерно та же, все навыки-умения нужны для того, чтобы дойти и спасти любимую, пара друг друга стоит.
А ещё нюанс в том, что для рромантишной героини старых книг отказ условному "падишаху" был важен не только в плане верности избраннику, но, не в меньшей степени, верности себе. И плевать, что "падишах", вполне возможно, не только могущественен и богат, он может быть ещё и молод (тот же Леонсио), и даже красив, всё равно героиня своими поступками показывала, что она не вещь, что у неё есть выбор, даже если она реально рабыня и за свой выбор может поплатиться и красотой, и жизнью, и что шантаж - так себе метод ухаживания. Ибо нефиг. Аудитория лыра нынешнего на такой уровень собственного достоинства и не замахивается, и не задумывается, для них персонажка, которая почему-то не отдаётся богатому злодею, ломающаяся дура.
Но так как если показать это без прикрас, получится довольно мерзковатое зрелище, которое ни к какой романтике ну никоим боком, всё это щедро присыпается мудачеством главгера и страданиями героиньки. Чтобы она выглядела нищастной девочкой, а не продающейся мадамой.
В капиталистическом же обществе все упирается не в функцию, а в товарно-денежные отношения. В покупательную способность и товарную стоимость. Откуда тут взяться достоинству, если оно прямо противоречит заявленной необходимости продаться подороже?
И насчет верности себе - вот реально, ни у одной из няк этого чтива ни в каких условиях даже не возникает мысли "лучше сдохнуть, чем вот так". Да, на самоубийство не всякая решится, а некоторым его могут еще и не позволить собственные принципы - но хотя бы поставить-то вопрос таким образом можно? Нет. Не ставит ни одна, потому что ни у одной нет чего-то такого, что сохраняется данной ценой. . .
И по этой же причине ни у какого условного однокурсника героини, даже если он действительно молод, хорош собой и имеет прочие достоинства, включая крутую-знатную-богатую семью, нет ни малейшего шанса, если на героиню запал условный ректор, т.е. старший по возрасту и по званию. Потому что такой старший по определению более ресурсен, а значит, все достоинства младшего ничто перед этим бОльшим ресурсом.
А вот все остальное... из этого делаем следующее умозаключение. А именно - что читательница более чем уверена, что "со мной так нельзя" - пустой звук, если у тебя нет силовых средств для обеспечения этого "нельзя". К примеру, если ты настолько крутая ведьма, что от попытки что-то с тобой сделать у альфы опустится и уже никогда и ни на кого не поднимется
(Кстати, могу вспомнить один случай из прочитанного, когда сукин сын так достал персонажку своими издевательствами, что у нее резко форсировалась сила, и она таки лично раскатала мучителя в тонкий блин. И... и в отзывах на данный текст сплошные сморщенные носы "что делают эти откровения маркиза де Сада в любовной серии???" Это при том, что в других аналогичных текстах ничуть не меньше аналогичных откровений, но там же в них Любофф и трансмутация гада, а не получение им того, что он и заслужил.) .
Но поскольку ПО ЖИЗНИ таких ведьм увы, не бывает, то обеспечить это "нельзя" удастся, только если ты находишься под чьей-то крутой протекцией. И это тоже регулярно проскакивает - даже если героиня изо всех сил демонстрирует свою нетаковость, регулярно возникает коллизия, что попытался догрестись еще кто-то, и спасла только принадлежность этому самому альфа-самцу, чью добычу трогать не моги.
В общем, если героинька много и со вкусом рассуждает о свободе, но при этом понятия не имеет о достоинстве, читаем - раб не мечтает стать свободным, он мечтает сам стать господином, и никак иначе свободу не понимает. Даже если авторицы пытаются декларировать иное, это самое рабское так и ползет из подсознанки.
И прямо скажем, к этому их подталкивает весь современный мировой дискурс. Типа если перед тобой не встали на колени и ты сам не потоптал ничье святое, значит, тебя все еще угнетают, продолжай бороться дальше...
Кстати, могу вспомнить один случай из прочитанного, когда сукин сын так достал персонажку своими издевательствами, что у нее резко форсировалась сила, и она таки лично раскатала мучителя в тонкий блин. И... и в отзывах на данный текст сплошные сморщенные носы "что делают эти откровения маркиза де Сада в любовной серии???" Это при том, что в других аналогичных текстах ничуть не меньше аналогичных откровений, но там же в них Любофф и трансмутация гада, а не получение им того, что он и заслужил
Ну да, ну да, к всей этой ситуации неожиданно поднесли зеркало, и выяснилось, что это ни разу не о любви. И повеяло холодом от того, что гады-то не трасмутируются, и если не дать им в рыло хоть каким способом, то гад так и будет гадствовать. Упс.
А насчёт по жизни не бывает меня смущает то, что, блин, эти тексты через раз та ещё фантастика. С чуть ли не соулмейтами и прочим подобным. То есть прописать герою-ака-злодею некую мистическую-хренистическую черту, чтобы он героиньку не загубил и не выкинул - это пожалуйста, а вот прописать какую-то защиту героине - это уже ниистественна и ниженственна. То есть люди даже в творчестве, там, где как бы пишешь что захочешь (не всё напечатают, конечно, но это уже детали), максимум что могут себе придумать - это самого крутого хозяина в качестве главного достижения по жизни. Чёрт подери, мне проще понять именно ситуацию полного бунта с тотальным матриархатом или ещё чем-нибудь, чем вот этот вещный взгляд на мир. "Мечта рабов - рынок, на котором можно выбрать себе хозяев", угу. Но няку заботливо избавляют даже от такого выбора, потому что если она выберет хоть что-то, это резко уберёт ореол невинной нищастной.
Ну и опять же как тогда строить сюжет при полном неумении это делать, если сволочь с полномочиями так легко посылается
Потому что с моей-то кочки зрения женственно можно сделать что угодно. Быть интриганкой, к примеру, и спустить на гада другого гада, желательно в формате "билась нечисть грудью в груди и друг друга извела" - чем не женственно?
А насчёт полной беззащитности героини - да, пожалуй, фишка не в неженственности, а именно в пассивности. Потому что человек, который ничего не делает, а только страдает, как бы получает индульгенцию на всё. Очень приятную такую штуку как раз для целевой аудитории - няша вся невинная, поделать ничего не может, поэтому какую бы глупость или гадость она для заворота сюжета порой не сотворила, она как бы не причём. Не виноват мячик, что кому-то на голову хлопнулся. В итоге определённому кругу с этим очень приятно ассоциироваться. Индульгенция жеж.
Если же героиня начнёт делать хоть что-то, то либо придётся прописывать конфликт в духе старых книг - где Изаура таки может вылететь из усадьбы на плантацию, а читательницы явно предпочитают, чтоб героиня обстрадывалась в уютных и даже роскошных условиях, или выяснится, что не надо ждать милостей от гада, с гадами надо бороться, и руки в этой борьбе останутся чистыми ой далеко не всегда. То есть героиня из красивой вещи вырастет в человека - благородного ли, сволочного ли (столкновения с гадами, они характер могут сильно попортить), но действующего и несущего ответственность за свою деятельность. А вот это целевой аудитории читать неуютненько.
Отчасти поэтому мне так понравился китайский сериал "Закрой глаза, когда он придет". ГГ там вполне стандартный гений с прибабахами - которые ГГиня очень быстро приучается пропускать вдоль подола: ну, просто человек такой, не хватало еще на эти выходки обращать внимание. А вот ГГиня, во-первых, умная, а во-вторых, с большим чувством собственного достоинства. Помнится, там одинм парень, слишком поздно сообразивший, что она ему нравится, предложил ей (само собой, в своих целях) - типа, вот ты не уверена, что он тебя любит, давай разыграем между нами романчик, и увидим, приревнует или нет. Я аж ахнула и чуть не выключила серию - ужас-ужас, сейчас мне сделют обычную гадость лавбургеров. А девушка спокойно отказалась: "Если он меня не любит, я не хочу унижать себя, а если любит - не хочу делать больно ему". Кааааак мне захорошело! Умная, порядочная, с достоинством - да это ж просто клад!
И пока мой дорогой супруг не получит права, он эту особь с фазенды не выставит, как бы я ни настаивала - без наличия рядом в машине ее с ее правами в кармане он не имеет возможности упражняться в вождении на местности, иначе ГАИ съест с костями. А я опять же настаиваю, что если он не хочет продавать унаследованную машину, то пусть водит сам (меня с моими гляделками и в 15-то лет медкомиссия к рулю не подпустила, а уж сейчас...).
Вот только там эта горделивая реплика принадлежит отнюдь не Чудовищу, а Гастону.
Так по логике авторов историй-про-няк надо выбирать Гастона? С Чудовищем надо общаться и старания прилагать, а об Гастона страдать вотпрямщаз. И вообще альфа-самЭц.
И я про это уже писала в первом треде на эту тему - что а в Консуэло /Графине Рудольштадт по этой логике надо выбирать Фридриха Прусского. Зла не хватает...
А Таня хочет замуж за миллионера,
Так же как Оксана, Наташа и Вера.
А Катя хочет замуж за Бреда Пита,
Особенно, когда две бутылки распито.
А Саша хочет замуж за футболиста
Сама она подсушена и мускулиста,
Она по'стит в сеть эротичные видео,
Только у неё ничего не выйдет!
.
Пр-ев
.
А кто выйдет замуж наверняка?
Лишь та, что хочет замуж - за мудака!
Не та, что красивая, умная, цельная,
А та, что ставит реальные цели!
А каждая букашка, каждая мокрица
(Каждая принцесса) хочет за принца,
Но это закон - испокон веков
Принцессы выходят за мудаков!
.
У вас от этой песенки дыбом волосы,
А у меня, естественно, нету голоса,
И это - бесконечно тупое видео,
Но я не собираюсь на Евровиденье.
А я вообще никуда не собираюсь -
У меня есть штопор и ящик Саперави,
А кто не знает, Саперави - это винчик
А выйти замуж это инстинктчик!
А вообще сейчас я не дома, а в Москве, т.е. не у своего компа. Вот в воскресенье вернусь домой - сделаю тебе кратенький дайджест по тому, что списала себе как имеющее хоть какую-то ценность.
Асмела
Пришла весна, цветут цветы, щебечут птицы,
Для девочки пришла пора влюбиться
В белоголового ведьмака,
В бритоголового физрука,
Но чаще всего и вернее всего -
В дубоголового мудака...
(не помню, кто автор, слышала от Германа