Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Я не могу точно датировать эту серию открыток, но сдается мне, что это со всей очевидностью "доисторическая" эпоха Такарадзуки - т.е. до 1927 г, когда впервые была поставлена знаковая для данного театра вещь "Мон Пари".
Итак, Япония рубежа 1910-20-х гг, эпоха Тайсё. Ни о каких стрижках для отокояку еще нет и речи - по крайней мере, о стрижках до мужской длины. Общество до этого еще не дозрело.
Тем не менее, судя по всему, в большинстве случаев этого и не требовалось. Тогдашний зритель, как мне кажется, был вполне готов воспринимать персонажа мужским, если он одет в мужской костюм, без дополнительных ухищрений типа сглаживания линий женской фигуры.

Поэтому при исполнении некоторых танцев от лица мужских персонажей отокояку совсем не скрывают женственных причесок...



читать дальше

...а в игровых ролях по большей части прячут волосы под головным убором, либо опять же оставляют как есть, если образ позволяет.



читать дальше

Однако - внимание! - под традиционный для ревю цилиндр волосы особо не зачешешь ;)))



читать дальше

Разгадка, как мне кажется, видна вот на этом фото:



Та хрень, которая здесь на голове у отокояку - не какой-то специальный головной убор типа берета, а шапочка, скрывающая свои волосы и позволяющая с расстояния между сценой и зрительным залом имитировать европейскую мужскую длину прически. И уже поверх нее надевался цилиндр.

Уже на фото, определяемых как рубеж 20-30-х гг, ничего подобного на головах у отокояку разглядеть не удается - под цилиндрами обычные стрижки, уложенные бриолином или чем тогда это делали...

@темы: аналитика, обще-Такарадзучное

Комментарии
21.08.2012 в 10:28

Этот ласковый взгляд из-под темных очков...
Очень интересно! Я не раз сталкивался с тем, что в те времена степень условности была совсем другой. Многое из того, что современному человеку кажется странным, наивным, неловким нисколько не мешало современникам видеть то, что пытались донести авторов. Мне кажется современные люди во многом утратили способность читать символические знаки.

Очень умилили фигуры «выступающие» за рамку открытки. Незатейлевый прием, но до сих пор работает.
21.08.2012 в 12:41

@shmtlingerie
Ух ты! Очень люблю старые снимки. На самом деле давно замечаю что чем меньше в театре оставляют условности, чем меньше актеру приходится напрягаться чтобы его внешний вид соответствовал заявленной роли - тем более уныл итог. Достоверность и реалистичность зачастую убивает постановку гораздо надежнее и быстрее чем женская фигура у персонажа мужчины
21.08.2012 в 12:52

Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Вот поэтому я и говорю все время, что не надо путать Такарадзуку с шоу трансвеститов ;))) Она прекрасна именно своей немалой долей условности во всем, рассказыванием в противовес прямому воспроизведению.
А кроме того, давно известна такая закономерность: чем больше достигается процентное сходство чего-то с чем-то, тем более режут глаз оставшиеся неубираемые проценты различия. В общем, то же самое, что и практически в любом изощренном косплее: он нравится ровно до тех пор, пока ты не видел оригинала ;))) Оптимумом считается 60-70%. Меньше - отсылает к тому самому утраченному сейчас умению читать знаки и условные маркеры. А больше... начинает раздражать.
23.08.2012 в 19:35

Потрясающе! и где ты это все "откапываешь?
23.08.2012 в 19:44

Анута, на самом деле в Японии много людей, увлекающихся старой Такарадзукой, и они частенько всякое прекрасное выкладывают ;) Я как раз в Отякае сейчас положила кусочек такого прекрасного - про Такарадзуку эпохи Сёва )