Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Нет, я прекрасно знала, что рассказки Эммушки Орчи про Алого Первоцвета - отнюдь не "1793" Гюго и не "Боги жаждут" Анатоля Франса. Даже в синопсисе Первоцвета на Мюзикалс.ру открытым текстом сказано, что любим мы их не за это
)) И то, что из отнюдь не шедевра литературы может получиться прекрасный мюзикл, тоже не удивительно - "Призрак Оперы" тому ярчайший пример.
Но вот что это будет НАСТОЛЬКО бульварщина в худшем смысле этого слова, я, признаться, не ожидала.
Сейчас скажу очень неполиткорректно, но меня буквально трясет от этого взгляда богатенькой сентиментальной сучки на Французскую революцию. Даже Карлайль с его зеленым Робеспьером и превознесением британского подхода к жизни, по крайней мере, признает, что режим так прогнил, что просто не мог не развалиться, и что на пустом месте такие реки крови не проливаются.
Здесь же все аристократы - невинные жертвы, буквально ангелочки. Народ же изображен с нескрываемым омерзением и иначе как "чернь" не именуется. Деятели революции (и народ) умеют только убивать и видят в этом наивысшее удовольствие, поэтому, когда кончаются аристократы, начинают истреблять друг друга. Апофегей этого - приказ Шовлена предать смерти кормильца в каждой семье Булони, если вдруг заложнице удастся сбежать. Жестокость, абсолютно бесмысленная прежде всего с логической точки зрения, ибо хоть какой-то смысл в этом приказе был бы только, если бы вся Булонь до последнего человека знала заложницу в лицо...
В народе нет буквально ничего, заслуживающего хорошего отношения - он грязен, рван, подл, его пристрастия во всем, от одежды и выпивки до удовольствий, абсолютно низменны. Чистеньких аристократок передергивает от одной мысли о соприкосновении с этой грязью. Нормальная же жизнь, нормальные ее радости возможны только по ту сторону Ла-Манша. Противопоставление Франции и Англии - еще одна вещь, от которой меня трясет.
И разумеется - постоянный страх перед Робеспьером, который здесь показан как бесстрастный честолюбец, для которого нет выше удовольствия, чем увидеть другого униженным. За одно это убила бы... если бы не дежурный вопрос: "А чего нас все так боятся???" Нет, в самом деле - никакой другой психотип не демонизируется в обывательском сознании до такой степени
))
Да, я - анархо-коммунистка и чрезвычайно горжусь, что мой соционический тип назван именно в честь Робеспьера. "Англоязычные" же в моих устах - приблизительно такое же ругательство, как "ТСА-2005". Но честное слово, я бы стиснула зубы и честно проглотила это, будь оно хотя бы хорошо написано - в конце концов, могу же я читать того же Бунина...
Но образы людей здесь такие же картонные, как и образ исторической ситуации. Характеры глубиной с суповую миску. Марго Сен-Жюст именуется "умнейшей женщиной Франции", однако бОльшую идиотку трудно встретить: ломануться вслед за супругом на континент, где ты ему не только ничем не поможешь, но и заведомо свяжешь руки, да еще по сомнительному паспорту горничной - явно признак очень большого ума
)) "Ангел" же Жюльетта де Марни, доносящая на человека, который спас ее от толпы и в которого она успела влюбиться, по-настоящему омерзительна. И еще больше омерзительна в сцене с бриллиантовым ожерельем, когда вопит про "мои драгоценности на шее у этой судомойки" - хотя ясно сказано, что судомойкой была не сама Дезире, а ее мать, которая тем не менее умудрилась дать дочери какой-то минимум воспитания. (Лично у меня в этой ситуации возник бы вопрос, который не приходит в голову никому из блестящего английского общества - если вы собираете деньги для парижской бедноты, почему бы вам в первую очередь не продать эти камни?)
Однако автор даже не замечает, насколько неприлично и НЕАРИСТОКРАТИЧНО поведение ее героини в этой ситуации. Предательство же Жюльетты с ее позиции совершенно прощаемый грех - ах, женщине так трудно выбрать между своим сердцем и разумом, ах, последняя воля умирающего отца, который завещал отомстить за брата, убитого на дуэли...
Гражданин же Поль Дерулед, пытающийся спасти возлюбленную на суде - тоже полный кретин, если до сих пор не раскинул мозгами и не понял, что своим признанием только сильнее закопает ее.
Даже не знаю, от чего меня больше тошнит при чтении этой книги - от глупости или подлости положительных персонажей. И сам собой напрашивается вывод, что это - авторские глупость и подлость, блаженная невинность живущей в Англии венгерской баронессы, которая искренне не понимает, ЗА ЧТО подобных ей могли потащить на фонарь. То и дело повторяется фраза про семейства, предки которых написали историю Франции. Но то были предки - а что вот эти конкретные люди сами добавили к их славе??? Нет ответа, да?
Черт возьми, по отцу я сама с самого верха общества, но меня воспитывали в понимании, что аристократизм в первую очередь проистекает не из брезгливости и презрения к низшим, а из СЛУЖЕНИЯ и гордости за это служение. Та самая истина, которую генерал де Жаржи накрепко вколотил в леди Оскар.
Именно поэтому из двух мюзикловых цветочков, связанных с Французской революцией, я раз и навсегда выбрала Розу Версаля, а не Алый Первоцвет. И книжка "Лига Красного Цветка" лишний раз убедила меня в правильности выбора.
Хотела закрыть эту запись - в конце концов, среди моих ПЧ есть большая поклонница этой книги, - но подумала и не стала. Пусть все лишний раз поймут, какой я не подарочек, и хорошенько подумают, имеет ли смысл со мной связываться и вообще общаться
))

Но вот что это будет НАСТОЛЬКО бульварщина в худшем смысле этого слова, я, признаться, не ожидала.
Сейчас скажу очень неполиткорректно, но меня буквально трясет от этого взгляда богатенькой сентиментальной сучки на Французскую революцию. Даже Карлайль с его зеленым Робеспьером и превознесением британского подхода к жизни, по крайней мере, признает, что режим так прогнил, что просто не мог не развалиться, и что на пустом месте такие реки крови не проливаются.
Здесь же все аристократы - невинные жертвы, буквально ангелочки. Народ же изображен с нескрываемым омерзением и иначе как "чернь" не именуется. Деятели революции (и народ) умеют только убивать и видят в этом наивысшее удовольствие, поэтому, когда кончаются аристократы, начинают истреблять друг друга. Апофегей этого - приказ Шовлена предать смерти кормильца в каждой семье Булони, если вдруг заложнице удастся сбежать. Жестокость, абсолютно бесмысленная прежде всего с логической точки зрения, ибо хоть какой-то смысл в этом приказе был бы только, если бы вся Булонь до последнего человека знала заложницу в лицо...
В народе нет буквально ничего, заслуживающего хорошего отношения - он грязен, рван, подл, его пристрастия во всем, от одежды и выпивки до удовольствий, абсолютно низменны. Чистеньких аристократок передергивает от одной мысли о соприкосновении с этой грязью. Нормальная же жизнь, нормальные ее радости возможны только по ту сторону Ла-Манша. Противопоставление Франции и Англии - еще одна вещь, от которой меня трясет.
И разумеется - постоянный страх перед Робеспьером, который здесь показан как бесстрастный честолюбец, для которого нет выше удовольствия, чем увидеть другого униженным. За одно это убила бы... если бы не дежурный вопрос: "А чего нас все так боятся???" Нет, в самом деле - никакой другой психотип не демонизируется в обывательском сознании до такой степени

Да, я - анархо-коммунистка и чрезвычайно горжусь, что мой соционический тип назван именно в честь Робеспьера. "Англоязычные" же в моих устах - приблизительно такое же ругательство, как "ТСА-2005". Но честное слово, я бы стиснула зубы и честно проглотила это, будь оно хотя бы хорошо написано - в конце концов, могу же я читать того же Бунина...
Но образы людей здесь такие же картонные, как и образ исторической ситуации. Характеры глубиной с суповую миску. Марго Сен-Жюст именуется "умнейшей женщиной Франции", однако бОльшую идиотку трудно встретить: ломануться вслед за супругом на континент, где ты ему не только ничем не поможешь, но и заведомо свяжешь руки, да еще по сомнительному паспорту горничной - явно признак очень большого ума

Однако автор даже не замечает, насколько неприлично и НЕАРИСТОКРАТИЧНО поведение ее героини в этой ситуации. Предательство же Жюльетты с ее позиции совершенно прощаемый грех - ах, женщине так трудно выбрать между своим сердцем и разумом, ах, последняя воля умирающего отца, который завещал отомстить за брата, убитого на дуэли...
Гражданин же Поль Дерулед, пытающийся спасти возлюбленную на суде - тоже полный кретин, если до сих пор не раскинул мозгами и не понял, что своим признанием только сильнее закопает ее.
Даже не знаю, от чего меня больше тошнит при чтении этой книги - от глупости или подлости положительных персонажей. И сам собой напрашивается вывод, что это - авторские глупость и подлость, блаженная невинность живущей в Англии венгерской баронессы, которая искренне не понимает, ЗА ЧТО подобных ей могли потащить на фонарь. То и дело повторяется фраза про семейства, предки которых написали историю Франции. Но то были предки - а что вот эти конкретные люди сами добавили к их славе??? Нет ответа, да?
Черт возьми, по отцу я сама с самого верха общества, но меня воспитывали в понимании, что аристократизм в первую очередь проистекает не из брезгливости и презрения к низшим, а из СЛУЖЕНИЯ и гордости за это служение. Та самая истина, которую генерал де Жаржи накрепко вколотил в леди Оскар.
Именно поэтому из двух мюзикловых цветочков, связанных с Французской революцией, я раз и навсегда выбрала Розу Версаля, а не Алый Первоцвет. И книжка "Лига Красного Цветка" лишний раз убедила меня в правильности выбора.
Хотела закрыть эту запись - в конце концов, среди моих ПЧ есть большая поклонница этой книги, - но подумала и не стала. Пусть все лишний раз поймут, какой я не подарочек, и хорошенько подумают, имеет ли смысл со мной связываться и вообще общаться

Самое интересное, что судя по всему, лично Робеспьеру ничего не было нужно.
Здесь же все аристократы - невинные жертвы, буквально ангелочки.
Конечно-конечно.... У Дюма, при всем казалось бы легкомыслии, в романе "Анж Питу" есть блестящая публицистическая глава "Король так добр, королева так добра" — там великолепно выведены причины революции.
Вот в том-то и дело
У Дюма, при всем казалось бы легкомыслии
Вот поэтому Дюма я всегда читала с огромным удовольствием. И глубокие характеры у него опять же при всем легкомыслии получаются как бы сами собой - при отсутствии правды исторических деталей у него все же есть правда общей ситуации, из которой они и вытекают.
Почти никто.
В одном современном (1969 г.) политическом романе персонаж говорит, что не надо бояться тех, кого можно купить, бояться надо тех, кому деньги не нужны
Приходите в гости, у меня на дневнике многое есть, что может пригодится писателю, все же это блог 4-й библиотеки страны.
Я вас периодически читаю через френдленту своей подруги, мне так удобнее
Не совсем. Человек спецслужб у нас во многом романтический герой, у нас боятся идеалистов в целом. Кстати, интересный побочный эффект -- боязнь пафоса в литературе (я имею в виду не фальшивый пафос, а самый настоящий).
А сейчас у нас таких развелось, словно мокриц от сырости. Иногда хочется букетик незабудок подарить, такие трогательные, а иногда - пробить с ноги.
Я-то как раз горячая поклонница Франции и вообще романских стран. Мне нравится их умение жить со вкусом и эмоциональная легкость.
Клятый_Вомпэр Ага, меня тоже. Народ реально не понимает, что просто так люди не бунтуют.
К сожалению, доводилось мне знать подобных граждан и из нынешней интеллигенции. Вроде бы умные, совестливые люди, горят на научной работе, Стругацких читают, Высоцкого слушают... но того народа, который торгует в магазинах или перебивается случайными заработками в деревнях, для них просто не существует, и они искренне недоумевают, как кому-то может быть сейчас плохо, если вот лично им и их друзьям вполне хорошо. Вне видимости - вне сознания...
Другое дело, что меня это заставило задуматься о мрачной перспективе современных попыток изменить существующий порядок.
На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого века катастрофические преобразования начинали с верой, что возможно построение общественного порядка, равно благотворного для всех, а его противниками считали весьма немногих конкретных персонажей. По результатам получили море крови и новый вид угнетателя -- буржуазию, утратив некую часть позитивных взглядов и иллюзий...
На рубеже девятнадцатого и двадцатого преобразования того же рода начали уже в интересах лишь части общества, устанавливая общественный порядок, заведомо основанный на подавлении и итоговом прекращении существования заметной его части. Результат по кровавости отличался мало, а основным выводом стало длительное ухудшение условий существования общества в целом и понимание того, что человеческая природа в массе своей слишком успешно сопротивляется применению к ней наличных общественных теорий.
Сейчас, на рубеже двадцатого и двадцать первого веков, именно резня, разруха, а в результате неминуемое установление авторитарно-мобилизационного устройства общества с ограничением непредсказуемого набора личных прав воспринимается как ЕДИНСТВЕННЫЙ закономерный и неизбежный итог ЛЮБЫХ насильственных изменений общественного порядка. Благополучия или хотя бы улучшения условий существования общества или хотя бы заметного его большинства никто не ожидает -- насилие под социальным соусом превратилось всего лишь в один из способов ротации элит, перераспределения доходов между ограниченными группами населения.
Таким образом, уничтожение существующего порядка сейчас может происходить только в порядке мести существующей элите, когда ей будет перейден предел терпения людей. Никакого более совершенного устройства общества в результате НИКЕМ не ожидается и не может быть предложено, а если продолжать предыдущие рассуждения, то подавляемым и отчуждаемым от политических и экономических прав в итоге будет уже безусловное большинство. Произойдет ли это по маоистско-полпотовскому сценарию или в порядке иного стремления насилием скомпенсировать несовершенство насаждаемого общественного устройства, уже не важно.
Ясно одно -- политическим и экономическим ресурсом общества будет распоряжаться меньшинство, а большинство окажется в бесконечно ужесточенном варианте либо дикого капитализма, либо неограниченного авторитаризма, равно опирающихся на все более вероятную массовую биокоррекцию поведения.
...Ну вот мы с тобой и еще четверо человек знаем, что можно собрать "теорию", гармонично увязывающую "человеческую природу" с позитивно направленным устройством общества. А для всех остальных семи миллиардов то, что я выше написал -- единственная альтернатива. Ужасный конец или ужас без конца, сменяющие друг друга.
Поэтому истинная революция в том смысле, в каком это слово употребляет Мартина в "Огуречном короле", сейчас практически невозможна - именно потому, что массам из любого положения есть что терять. А события что у нас в 1991, что сейчас в Ливии инспирированы или хотя бы массово поддержаны не голодными, а зажравшимися.
Насчет зажравшихся не соглашусь, да и примеры несравнимые. У нас была проиграна информационная война -- привычка к секретности, к корректировке ценами нестыковок в экономике и ее реальные перекосы породили полное непонимание населением своих реальных возможностей и претензий, девальвации доступного и ложным дефицитам. Ливийцы же заигрались в сдержки-противовесы между интересами этнических групп и племен. Они к Югославии ближе в этом смысле...
Плюс то, что массам есть, что терять, аргумент неопровержимый и мной полностью поддерживаемый.
Я о другом. О полном отсутствии позитивной программы переустройства общества и полном недоверии ко всем существующим теориям его совершенствования. В новом потрясении нет позитивного начала, а все отрицательные я описал выше.
Именно поэтому котяра хочет пойти проголосовать за коммунистов - а я не очень хочу, ибо на мой взгляд нынешние коммуняки тоже не готовы к сверхусилиям (иначе давно бы уже их сделали, а не ждали покорно, когда в урне наберется нужное количество бюлютней).
PS -- А вот в появлении позитивной программы не уверен все-таки. Только вариации существующего выплывают, со старательно замалчиваемыми общеизвестными недостатками.
Прочитала ваш разбор не без удовольствия
А можно дать ссылку одному интересному человеку? Мне с ней довелось по поводу Орци беседовать
Кодзю Тацуки, это хорошо, а то у нас много материалов по Великой Французской революции -- еще с тех времен. Надо будет в ближайшее время что-нибудь вывесить.
О полном отсутствии позитивной программы переустройства общества и полном недоверии ко всем существующим теориям его совершенствования
DaddyCat, а что вы хотите? Когда восторженные мальчики-девочки конца 1980-х выкинули в урну все теории, даже не разобравшись в них, а потом провалили все, что возможно, потому что были вечными недоучками, какое может остаться доверие к теориям? Другой вопрос, что требовать новых теорий по меньшей мере странно, да и не нужно. За тысячелетия человеческой истории все механизмы управления опробованны, они периодически сменяли друг друга и возвращались, но уже на новом уровне (учитывая технический рост или наоборот упадок). Дело ведь не столько в механизме, сколько в том, как его использовать и тут немалое знаечние меет пресловутый человеческий фактор (и, кстати, общественный).
Что же до кровавой бани... Знаете, во Франции элита могла бы не доводить дело до революции, периодически выдвигались предложения, как изменить ситуацию, и предложения были вполне действенны, но все эти предложения отвергались. Та самая рафинированная аристократия, так восторгающая многих авторов, действительно не выносила саму мысль, что чем-то можно поступиться, отказаться от хотя бы малой части привилегий. В результате проблемы доводились до состояния полной неразрешимости и в конце концов все это рвануло. Попробуйте сжимать пружину, рано или позно сжимать дальше станет невозможно, пружина распрямиться, да еще и поранит руки. Во Франции так и произошло.
То же самое произошло в России. У властей были возможности разрешить проблемы, но они не разрешались. Да что говорить, даже способ освобождения крестьянства. Ведь тогда для каждой губернии и национальной окраины разрабатывалась собственная схема освобождения крестьян. Очень грамотно она была проведена в Польше, но что сделали в центральный губерниях России -- это же кошмар. В Польше крестьяне получили больше земли, чем до освобождения -- в результате они не поддержали востание шляхты. В России крестьяне потеряли значительную часть земли, многие потеряли ее вообще. Почему? А потому что правительство не решилось обидеть дворянство, а дворянство не желало смотреть дальше собственного носа. Результат -- волна крестьянских восстаний, достаточно кровавых. И так было постоянно.
А вот Октябрьская революция показала всему миру (слава Богу, по сравнению с XVIII в. средства связи и, следовательно, информационное обеспечение шагнули вперед), что бывает, если социальные проблемы не решаются. И элита быстро научилась делиться. Другой вопрос, что при этом ухитрились наплодить новые проблемы, но это уже другой вопрос. А сейчас, когда отсутствует домоклов меч социалистического общества, потому что его граждане сами возжаждали испытать на себе идеи, прогнившие еще сотню лет назад, когда новые эксперименты просто подавлены, нет никакой нужды к проведению даже самой слабенькой социальной политики.
Вот посмотришь так вокруг и сразу хочется написать антиутопию. Собственно, именно это я и делаю.
Абсолютно согласна. Меня тоже)
Книгу давно скачала, но так и не настроилась прочесть. Но если правда то, что Валленберг спасал евреев не без влияния её экранизации, значит, всё-таки была от неё какая-то польза.
И то, что из отнюдь не шедевра литературы может получиться прекрасный мюзикл, тоже не удивительно - "Призрак Оперы" тому ярчайший пример.
Вот интересно, даже многие призракоманы считают эту книгу слабой (чего я понять никак не могу). А когда я сказала об этом нашей зав. кафедрой зарубежной литературы, она откровенно удивилась и сказала, что всегда считала её лит. классикой и включила её в свою докторскую (по театральности в романе ХХ в.).
В таких случаях хочется сказать, что польза - в глазах читающего
А что до Призрака... все-таки по-любому это не первый ряд литературы. Однако между "не первый ряд" и "дешевое бульварное чтиво", каким я воспринимаю "Лигу Красного Цветка", дистанция огромного размера
Кодзю Тацуки, здорово перефразировано!
Рядов-то много: хоть "Джейн Эйр" и "Мэнсфилд-парк" не "Божественная комедия" и "Король Лир", но тоже классика)) А у нас на форуме многие относят ПО то ли как раз к чтиву, то ли к просто неудавшимся и невразумительно написанным книгам. (Хотя на кого-то мог и неудачный перевод повлиять, тот, что доступен в сети, я не могу читать).
А насчёт мюзиклов на тему Французской революции мне очень интересно: Аран Кэй в 1 год сыграла подряд в обоих, притом противоположные роли, революционера и контрреволюционера. Кто был ей ближе?
Кстати, Оскар довелось играть и Кирии Хирому, но вот ее восприятие меня волнует как-то меньше - она представляется мне более легким человеком, чем Аран с ее потрясающей серьезностью, которая явно не могла над этим не задуматься.
Всё забываю сказать, что у нас в Красноярске до сих пор сохранились ул. Робеспьера и ул. Диктатуры пролетариата - у нас не стали переименовать улицы.
А если у вас нет своих дайрей, не худо бы подписаться под вашим комментом, дорогая аристократка. Если же дайря есть, то подобная анонимка еще больше вопиет о вашем истинно благородном умении отвечать за свои слова
Что до литературы... а вы-то сами читали два упомянутых в начале моего поста произведения классиков, а также труд Карлайля? Если бы читали, думаю, десять раз бы подумали, прежде чем соваться ко мне с вашими не больно-то вежливыми предъявами.
А теперь - вон отсюда. Еще раз увижу у себя -
спущу с лестницысотру коммент без всяких разговоров. Таким, как вы, "типа аристократам" бывает полезно дать прочувствовать на себе их обычное поведение.Наверно, поэтому меня тоже сначала очень сильно царапнул пост - потому что я не знаток Французской революции, хотя читала кое-что в старших классах, а о любых дворянах невольно сужу по нашей семье. Да и предки-крестьяне тоже ничего собенно плохого со стороны правящих классов не видели, т.к. были сибиряки в нескольких поколениях и креп. права просто не знали, и вообще в наших местах легче было прожить простому человеку. Тайга, река - всё рядом. Пашня - чернозём. Имеешь руки - строй себе дом, расти хлеб, добывай зверя, лови рыбу. А вот на рубеже 1920-х-30-х эти выстроенные своими руками дома у людей и поотнимали. И землю поотнимали. И сельский уклад рухнул. Почти все наши родственники перебрались в город ещё до войны.