...или продолжение Оберштайноведения )) Вы уж извините, но эта подпись к одному из изображающих его артов настолько меня вштырила, что я не могла не вынести ее в заголовок.

Предыдущие посты по теме - star-of-the-star.diary.ru/p182722160.htm и star-of-the-star.diary.ru/p182806953.htm
Сегодня тема нашего расследования - суть/образ.

За эти дни я просмотрела буеву тучу фэндомных разговоров про Оберштайна - и лишний раз убедилась, что залезть в голову человеку, обладающему бОльшим, чем у тебя, умом и кругозором, практически нереально. Люди раз за разом выдают шаблонные интерпретации его действий... а потом не находят ничего лучше, чем перевесить упреки за эту шаблонность на самого Оберштайна.
Итак, тезис, что для него есть ценности превыше его собственной жизни и личности, никто не оспаривает. Но при этом сформулировать суть этой надличностной ценности не смог никто. Что-то там говорят про государство, про "загнать к счастью железной рукой..." и прочую чушь из серии "тайные цели кровавой гэбни", вплоть до сопоставления с Хозяином Нитей из "Рудольфа", который по сути своей - тварь Порядка. Т.е. охранитель уже существующего.
Так вот, граждане, никогда не читайте перед обедом антисоветских газет. Суть главной ценности для Оберштайна - РАЗВИТИЕ. Т.е. способность мира к улучшению в силу естественного хода вещей как благо для ВСЕГО ВИДА Homo Sapiens.
А противоположность развитию - распад. То, что не улучшается, может только ухудшаться. То, что не живет, способно только разваливаться.
Цель Оберштайна, ни много ни мало - вдохнуть жизнь в систему. При этом сохранение структуры этой системы является не только не граничным, но мешающим достижению цели условием. Короче - "до основанья, а затем..." Как-то, на мой взгляд, это прямо противоречит позиции охранительства и "поддержанию стабильности", не находите?
Но главная фишка в том, что он никогда и ни разу не декларирует этого вслух. Это видно только из последовательности его действий. "Мне не нужно слов - мне достаточно дел..."
И это - единственная ценность, в достижение которой он готов без остатка вложить то немногое количество жизненных сил, которым обладает. Все остальное того не стоит.
Кроме него, я могу назвать в окружении Лоэнграмма только одного человека, который готов наплевать на себя ради других - это Кирхайс. НО! - и это важный нюанс! - Кирхайс этик, а не логик, и оперирует другими категориями. Для него есть благо не всего человечества, а просто ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. И при этом не столь важно, что это за люди и сколько их... т.е. его сверхценность, в отличие от сверхценности Оберштайна, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИЗМЕРИМОЙ.
А это характерно для психотипа Достоевский - и для основного посыла русской ментальности, закодированного в отечественной классике. Поэтому для нашего зрителя Кирхайс всегда однозначно будет някой, а Оберштайн станет существенно проигрывать на его фоне. Да и не только для нашего - Танака-сэнсей и сам голимый Достоевский, поэтому расставил акценты в своем произведении достаточно отчетливо.
Все же остальные птенцы гнезда Лоэнграммова в лучшем случае служат "России... и только потом себе" (с), т.е. себя не забывают. Для современного человека с его поистратившейся пассионарностью такое служение намного понятнее, а потому и не вызывает особых нареканий.

читать дальше

В следующем выпуске нашей программы будет подбивание хвостов, не вошедших в три предыдущих выпуска, а также разбор не-Такарадзучного спектакля, посвященного предыстории Оберштайна.