Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Несколько дней дозревала до изложения этого в развернутом виде и наконец дозрела. Во избежание того-сего сразу оговорюсь: речь идет о пространстве МОИХ ТЕКСТОВ. На вопрос, как изложенное ниже соотносится с некоторыми вещами из реала, я не отвечаю принципиально - "на хрена у кошки хвостик, я не в курсе, я агностик" ))))
Для разнообразия начнем с конца.
Узнали фильм? )) Фильм, феноменальный для советского приключенческого экрана практически полным отсутствием условности, невероятным культурологическим реализмом (чего стоит одно только невдолбенно прекрасное "Мы дервиши, идем из Персии, славим имама Али"!) - и в то же время финалом, который полностью однозначно переводит ВСЕ показанное в фильме в разряд притчи. Я увидела его впервые в том же году, когда он вышел - 1981. Мне было тогда всего 7 лет, но маленький умный котенок был уверен, что понял абсолютно все. А на самом деле, при отсутствии входного информационного сопротивления, я словила такой плотности информпакет, который потом разворачивала лет 20 с лишним и окончательно доразвернула только к 2002 г. Тем более сочетание музыки (а не трех аккордов) с текстом и сюжетными образами всегда было идеальным способом прогрузить меня сразу на все уровни психики, а не только на рационалку...
читать дальше Итак, что мы видим в финале, когда не понять аллегоричность происходящего уже невозможно? Трое спина к спине, а против них все силы Тени в этом мире. Причем в силы Тени входит как косный порядок (исправник - формальная власть и Фарзали-бек - представитель традиционного общества), так и хаос, живущий только для себя, одним моментом (банда Джафара). Но что же тогда представляют собой эти трое? Лично для меня - это моя персональная троица проявлений Света и Развития в нашем мире. Хотя... не такая уж и персональная )) В 2005 г я была буквально ошарашена, узнав, что в циклах "Война кукол" и "Капитан Удача" Л. и А. Белашей, чье мировидение до чрезвычайности близко моему собственному, правильное божество, в которое веруют представители конструктивной церкви, без затей именуется Иисус-Кришна-Будда. И это ни фига не экуменизм, не попытка совместить несовместимое - ее там и близко нет, а данные три имени божества - точно такое же аллегорическое поименование тех же самых трех его неотъемлемых аспектов.
Знакомимся... уровень первый - восприятие на уровне тела - Радость.
Я называю этот аспект Радостью, но на самом деле это нечто большее - сумасшедшая жажда жить, наслаждение каждым мгновением, вкусом еды, теплом луча, красотой цветка... без сожаления, что завтра он увянет, ведь следующей весной он расцветет вновь. Для того, кто познал всю полноту Радости, смерти уже нет - смерть всего лишь необходимая служанка Жизни, убирающая нежизнеспособное, когда оно уже не может цвести и плодоносить - дабы уступить место тому, что может. Что характерно, в песне, помимо Жизни, перечислены четыре остальных стихии, существующих в мире - "в небесной вышине и в горной тишине, в морской волне и в яростном огне". Полнота сущего утверждена наглядно и весомо. Что до самого Теймура как персонажа, то его архетипичные для данного аспекта черты таковы: - он актер и певец - т.е. дарит радость людям; - его шмотки - самые светлые и яркие, даже когда он в условно европейском; - он играет в театре ЖЕНЩИН - на этом уровне женские и мужские аспекты послания миру смешаны, упоение жизнью одно на всех; - у него есть возлюбленная - ему доступна близость, тоже одна из радостей живого; - для него не запретно оружие, но при этом он ни разу не убийца и даже толком не воин; - его эмоции кипят с полнотой, присущей жизни.
И именно в этом кипении эмоций - его уязвимое место: не все, чему отдаешься со всей полнотой и страстью, всегда во благо, а рефлексия на этом уровне произведена быть еще не может. Что нам тоже прекрасно показывают в фильме - и не просто показывают, а также четко кодируют через песню, т.е. ритм:
Когда же включается рефлексия, мы переходим на второй уровень - восприятие на уровне души - Любовь. И это ее включение нам ТОЖЕ кодируют!!! Включая граничное условие, при котором ты либо подключаешься к этому аспекту, либо можешь считать, что не живешь - стабильная ограниченность ресурса, отсутствие полноты на первом уровне.
Причем, дабы сразу отмести попытки неправильных толкований, это Любовь вообще, к людям как к братьям своим, любовь, свободная от желания близости, не побоюсь этого громкого слова, христианская - хотя близость не запретна ни на этом, ни на третьем уровне, но и там, и там она не имеет никакого отношения к осуществляемой миссии. Снова предоставляем слово самому персонажу:
Сразу скажу: в этом монологе высказывание не столь аспектно чистое, как в первом, сюда уже заползает и кое-что от третьего уровня ("один", "похвал ничьих не жду"). Кроме того, здесь тоже соединены две половинки миссии в лице одного героя - если мужчина на этом уровне рефлексирует ПРИНЯТИЕ, то женщина - ЗАЩИТУ, здесь женский и мужской аспекты не смешаны, а прямо переставлены по сравнению с условной нормой. Не случайно аналогичная женская триада в моих писаниях именуется Дева - Воительница - Мать. Итак, архетипичные для данного аспекта черты Рустама: - он отказался от мести, тем не менее он прекрасный воин, оружие - его неотъемлемый атрибут, мало того, им он зарабатывает себе на жизнь, пусть и в цирке; - он все время меняет обличье (тоже черта Воительницы) - европейский костюм, мексиканский цирковой прикид, облачение дервиша, национальная одежда - и в любом абсолютно органичен, словно это разные личности; - если Теймур крепко связан с местом и окружением, где родился, он чей-то сын и чей-то племянник, то Рустам был вынужден ПОКИНУТЬ свой исток, очень по нему ностальгирует, но возвращается уже чужим этому месту - более продвинутым, вынужденным как-то ужимать себя, чтобы вместиться в рамки, которые перерос; - шмотки его, при всей стильности, более темные и простые, чем у Теймура, и он невероятно мягок в обращении (а вот это уже чисто про мужчину данного уровня); - и самое главное - ОН НЕ УБИВАЕТ, хотя может, отнятие жизни для него - немыслимая трагедия и недопустимое действие. На более общем уровне - запрет на НЕЭТИЧНЫЙ поступок.
Чем оборачивается подобная уязвимость, нам показывают настолько наглядно, что трудно воспринять эту кодировку иначе как пощечину (и умоляю вас, абстрагируйтесь от слова "интеллигент", все-таки фильм снимался в то время, в которое снимался!) Увы, но это не цинизм, а чистая правда:
Преодолеть эту уязвимость можно только на третьем уровне, перейдя на уровень восприятия духа (или будучи туда заброшен харрошим и весьма болезненным жизненным пинком, если разум изначально превалирует над сердцем). И только тогда мы получаем Возможность Творить новые сущности - от текстов до школ искусств, от научных открытий до новых мироустройств. Не случайно именно в руках носителя данного аспекта ОЖИВАЕТ "аист", сделанный из розыскного плаката. Ибо граничное условие пребывания на этом уровне - острейшее осознание несовершенств мира и несогласие с ними мириться. Последнее декларирует и Рустам - "а СМИРИСЬ я с ним таким, станет черен" - но здесь эта декларация звучит еще отчетливее:
Опять же сразу прошу принять во внимание, что каратэ здесь не более чем аллегория. Аллегория того, что на этом уровне оружие становится ЗАПРЕТНО - ты сражаешься своим разумом, своими навыками, своим видением и пониманием возможностей, которого нет у других. Зато снимается запрет на убийство и на прочие формально неблаговидные деяния - ведь теперь ты не просто рефлексируешь, а ЗНАЕШЬ, что и ЗАЧЕМ делаешь, и способен предвидеть последствия. "Когда чиста рука, а цели человечны..." - признание и одобрение других уже имеет очень мало значения, ты самодостаточен. Архетипичные для данного аспекта черты Сан Саныча: - он абсолютно не сентиментален, настолько, что это может раздражать, и зачастую очень зол на язык; - бОльшую часть времени у него вообще никакая внешность (европейские шмотки блеклых цветов, потом и вовсе роба зека), но при желании он может быть невероятно демонстративен (выход в чадре Телли со звездежом про махараджу); - если Рустам - человек, переросший свое прошлое, то Сан Саныч - человек вообще без прошлого, за свою жизнь он сменил столько людских сообществ, что словно прожил несколько жизней; - он четко и сознательно завязывает значимые контакты либо с РАВНЫМИ (Рустам и Теймур), либо с УЧЕНИКАМИ (зеки), а мимо остальных людей по возможности скользит. - он не стесняется сделать добро из зла, не боится запачкать руки и не перебирает никаким материалом, в том числе и человеческим (те же зеки и тот же плакат), единственный критерий - готовность и способность ВЗЯТЬ предлагаемое им.
Что же до уязвимости на этом этапе... это то самое "один" и "и похвал ничьих не жду". Когда понимаешь, что в случае чего затыкать дыры своей задницей именно тебе, а понимания ждать неоткуда, потому что предлагаемое тобой новое мало кто способен вместить, однажды руки могут опуститься и силы кончиться. Но тут на помощь приходит Радость - и круг замыкается.
Трое у столба, спина к спине против сил Распада. "Отобьемся!" - но отобьемся только втроем. Радость, Любовь и Возможность Творить способны спасти мир только вместе. И после этого возникает надпись во весь экран: "Не бойся, Я с тобой!" Это - всем нам. Понятно, от кого???
Я не боюсь. Я честно-честно стараюсь не бояться, хотя не всегда получается. Но я помню. С семи лет все очень хорошо помню. Если угодно, это и есть стержень моей личности.