Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Начинаю данный давно обещанный трактат, поскольку надо же когда-то это делать
)) Тем более недавно появились кое-какие новые сведения, которые помогли мне закрыть пару скользких мест в данном вопросе.
Итак:
Зайдя на ТакаВики, каждый может увидеть, что, хотя Такарадзука существует с 1914 года, отсчет топ-звезд в ней начинается только с середины 70-х гг. До этого мы знаем только кумитё трупп, т.е. старейших по возрасту актрис, которые могут быть как отокояку, так и мусумэяками (в отличие от топ, которые обязательно отокояку). Сейчас эта должность тоже существует, но ее смысл почти исключительно административный - от руководства речами и представлениями актрис на поклонах после премьеры до взаимоотношений с начальством.
А что же было раньше? И как оно ващще появилось? И главное - почему на данный момент система топ-звезд в том виде, в каком она сейчас существует, является тормозом развития театра???
На то, чтобы разобраться в этом, лично у меня ушло несколько лет и дохрена исчирканной бумаги. Поэтому о мусумэяку здесь речи вообще не будет в силу целого ряда причин - только об отокояку.
0. ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА.
читать дальшеСразу хочу предупредить - упаси вас Господь судить о Такарадзучных структурах предвоенного и военного времени по дораме и тем более спектаклю "Аи но Такарадзука"!!! Дорама крайне познавательна, постановка вообще шедевр, но в плане формальных отношений в труппе расклады там максимально приближены к существующим сейчас. Рютан - типа топ-звезда, Токо - типа топ-мусумэяка, Татибана - типа следующая, в финале принимающая труппу от Рютан...
Так вот, ничего этого не было. Точнее, было, но отличалось от привычного нам приблизительно так же, как Иван Грозный от "мы-Николая-Второго", хотя и то, и другое именуется "русский царь"
))
Обратите внимание: список кумитё трупп тоже начинается не с момента основания театра, а с рубежа 20-30-х гг, и до 1943-45 гг около них стоит пометка "неофициально". Запомните эту пометку, она важна.
Кто играл главные роли в те времена и по какому принципу их назначали, сейчас без обращения к подлинным документам тех лет выяснить практически нереально. Однако есть такой момент: поначалу число новых актрис, дебютировавших каждый новый год, нестабильно - от 20 до 40.
Все меняется вскоре после переломного для Такарадзуки знакового момента - постановки "Мон Пари" (1928). Театр становится популярным - и уже в 1930 году количество выпускниц составляет больше 70! За 30-е годы было еще несколько таких выпусков, а уж ниже 35 число не падало никогда. Учитывая, что утечка актрис разных лет замуж или на сторону во все годы была приблизительно одинакова для разных возрастов, к концу 30-х - началу 40-х гг имеем картину, подобную нынешней: некоторое количество опытных способных актрис в возрасте 30-35 лет на главных ролях и куча подлеска, которому еще предстоит вырасти и развиться. Это не значит, кстати, что из этого подлеска не выделяются и не ставятся на значимые роли относительно молодые актрисы - но опять же, точных данных у нас нет и без работы с источниками они вряд ли появятся.
Далее наступила война и наступила сразу на всех. И к моменту ее окончания звание кумитё - старейшей в труппе - вводится официально. Причем как раз суть этой необходимости в "Аи но Такарадзуке" вполне раскрыта - в крайне жестких условиях того времени востребована своеобразная "мать солдатам".
Согласно спектаклю, Тати принимает труппу Снег вскоре после знаменитого впервые-обращения императора по радио к своим подданным, что война проиграна, т.е. в 1945 г. В реальной жизни этого человека звали Касугано Ятиё. На тот момент ей было неполных 30 лет - как раз тот возраст, в котором обычно становятся топ-звездой. Приблизительно то же самое можно сказать про ее коллегу Камиё Нишики.
Ничего удивительного, что между понятиями "кумитё" и "ведущая актриса состава" на тот момент на какое-то время встал знак равенства.
Данных по спектаклям 50-х гг у меня тоже практически нет. Из знаковых постановок, по которым можно делать выводы, я знаю только "Яванского танцора" (1952) и "Красный мак" (1951 два раза). Что до Дал Лэйка 1959 г, то он не в счет по целому ряду причин - главная из них та, что из нынешних постановок его имеет смысл сопоставлять скорее уж с "Онегиным", чем с ныне существующим Дал Лэйком с Асадзи и прочими Гранд сценами.
На этот период можно выделить две категории исполнительниц главных ролей:
1) Трио из Совета Директоров - Амацу Отомэ, Касугано Ятиё, Камиё Нишики (на тот момент еще не в Совете, но неважно
)) К середине 50-х все эти актрисы перешли в Сэнку, хотя Касугано и Камиё все еще достаточно молоды - около сорока. Собственно, момент их перехода в Сэнку по годам сопоставим с отставкой Одзоры Юхи в 38 лет, и именно этот возраст далее становится критичным для пребывания во главе конкретной труппы - не можешь уйти, тогда хотя бы посторонись и дай дорогу идущим за тобой.
2) Ряд актрис, дебютировавших в 40-е годы:
- Фурусато Акеми - дебют 1942, отставка 1959, главная роль в "Красном маке"-2 (Луна) - 1951 г (9 лет в театре).
- Акаси Теруко - дебют 1945, отставка 1963 (и первое в истории Такарадзуки сайонара шоу!), главная роль в "Яванском танцоре" - 1952 (7 лет в театре, нынешний возраст выхода из "младших классов"!)
- Йодо Каору - дебют в 1947, отставка в 1966. В промежутке (начало 60-х?) - переход в Сэнку, причем, судя по обрывкам данных, на ЖЕНСКИЕ роли.
- Тацуки Нобору - дебют в 1949, отставка в 1961, т.е. главные роли тоже в довольно молодом возрасте.
Что характерно, никто из этих актрис, кроме Фурусато Акеми, никогда не был кумитё своей труппы - в отличие от тройки из первого пункта.
Что из этого следует? То, что к 50-м возраст самых старших в составах перевалил за 40 - и эти старшие к тому же не были самыми сценически талантливыми, хотя, должна заметить, и на третьих ролях не пробавлялись. Таким образом, главенство кумитё стало по большей части внесценическим, а на главные роли пришла талантливая молодежь.
Хотя установлен верхний возрастной предел главенства в труппе, точный срок пребывания на главных ролях абсолютно не определен - как в любом репертуарном театре.
0,5. 60-Е: НАРАСТАНИЕ ХАОСА.
читать дальше Более точно было бы определить данный период как 1958-1974. В данном случае нижней границей является изменение срока обучения в Такарадзучной музыкальной школе с года до двух (последний одногодичный выпуск - 1957, в 1958 выпуска не было), верхней - официальный курс на реформирование театра в год его 60-летия, начатый постановкой первой "Розы Версаля".
В течение этого периода все яснее становится, что в существующем виде театр потихоньку себя исчерпывает, и назрело время перемен.
Что характерно, если по 50-м годам на ТакаВики практически нет данных о кастах, то в 60-е указано все, чтошевелилось имело хоть-какой то вес в театре, вповалку. Из этой кучи достаточно сложно вычленить именно исполнительниц главных ролей, особенно учитывая, что первой в перечне может вообще стоять мусумэяка. Сложности добавляет еще и то, что акцент в те времена, как и в доисторические, все еще делается на форму именно ревю, а не связного мюзикла, пусть даже и одноактного. Либо в программке указаны два одноактных небольших спектакля, по данным о которых очень сложно понять, в каком они жанре, и у разных спектаклей могут быть РАЗНЫЕ лидеры состава. В довершение неописуемой прелести этого бардака существует (опять же как и в 50-е) очаровательная практика ставить ОДИН спектакль силами ДВУХ разных трупп, например, Луны и Звезды - и поди разберись без бутылки, кто здесь свой лидер, кто guesting star из другой труппы, кто варяг из Сэнки, а кто вообще никогда не прыгал дальше вторых ролей...
Тем не менеес помощью такой-то матери списка отставниц, участвовавших в концерте 1997 г "Адье, старый театр", я кое-как распутала этот клубок.
Итак, из дебютировавших ДО введения двухлетнего обучения (это важно), в этот период интерес для нас представляют:
Цветок: Хосидзора Хикару - дебют 1951 г, отставка 1965 г; далее Асадори Тихо - дебют 1953 г, отставка 1970 г, в 1962 г - третья (?) роль.
Луна: Фудзисато Михо - дебют 1953 г, отставка 1964 г; далее Утиноэ Нобору - дебют 1954 г, отставка 1967 г.
Снег: ранее упомянутая Акаси Теруко (отставка 1963 г); далее Махо Шибуки - дебют 1952 г, переход в Сэнку ориентировочно в 1970 г, отставка 1975 г.
Звезда: Суми Ханаё - дебют 1948 г, отставка 1963 г; далее Нати Ватару - дебют 1953 г, переход в Сэнку в 1965 г, отставка 1968 г.
Лично мне до серьезного погружения в вопрос из всех этих имен хоть что-то говорили только Акаси Теруко и особенно Махо Шибуки. Вам, думаю, и того меньше...
Как можно заметить, получение лидерства над труппой и последующей отставки в плане возраста опять же вполне сопоставимо со средним сроком прихода и ухода на место топ-звезды, а иногда происходит и раньше - например, у Хосидзоры Хикару и Нати Ватару. И хотя о четко выделенном лидерстве здесь говорить еще рано, ибо, как я упоминала раньше, главенство здесь часто одновременное и относительное - впервые определяются СРОКИ оптимального пребывания актрисы на ведущих ролях.
Иначе нельзя никак, пока условием принятия в труппу является Такарадзучная музыкальная школа. Каждый год она будет вбрасывать в театр 40-50 новых девушек, и пусть слабые, неталантливые и недостаточно мотивированные отсеются, в сухом остатке останутся те, кому надо УСТУПАТЬ МЕСТО. Однако еще не стоит вопрос, куда девать тех, кто с места подвинется - Сэнка большая, на всех хватит, а пример Касугано Ятиё и иже с нею у всех перед глазами, бодрит и вдохновляет
))
Тем не менее популярность театра потихоньку падает, и становится ясно, что в меняющемся мире одними ревю сыт не будешь...
В 1967 г Такарадзука впервые ставит "Оклахому". Обычно исследователи театра придают недостаточно значения этому моменту - а ведь это первая постановка западного (бродвейского) мюзикла на Такарадзучной сцене, причем мюзикла, который считается первой беспримесной формой данного жанра и на сцене европейской. Ставится он силами двух трупп - Луны и Звезды. Вскоре за ним последовала Вестсайдская история - тоже продукт совместного творчества, на этот раз Луны и Снега. Но это не имеет значения - список ролей в европейских постановках четко известен, значит, о месте той или иной актрисы в постановке можно судить безошибочно.
И здесь я перехожу к актрисам выпуска 1960-63 гг - уже учившимся два года, но еще не получившим ранга топ-звезд.
Выпуск 1959 г не дал ничего общественно значимого. А вот в следующем, 1960 г, на сцену Такарадзуки ступили знаменитые "три золотых К" - Кодзуки Нобору, одна из известнейших певиц театра тех времен, Косиро Мияко, тоже поющая, и Коу Нишики, поющая хуже, но зато имевшая наилучшие оценки в своем выпуске.
Наиболее странна из них всех участь Кодзуки Нобору - после 5 лет в труппе Луна ее переводят в Сэнку - еще в возрасте младших классов! - а через год она принимает лидерство в Звезде после Нати Ватару. В 1967 г ей достается главная роль Кёрли в "Оклахоме" - 7 лет с момента дебюта! А в 1970 г - уже отставка... Из более поздних актрис эту карьеру можно сравнить только с Амами Юки.
Косиро Мияко приняла Луну после Утиноэ Нобору; в "Оклахоме" ей досталась вторая роль Джуда Фрая, а через полтора года - главная роль Тони в "Вестсайдской истории" (9 лет на сцене). Отставка - в 1973 г.
Что до Коу Нишики, то она приняла Цветок у Асадори Тихо (сделав это позже всех своих одноклассниц) и ушла в отставку в 1974 г.
Кроме них, в этом году выпуска можно отметить Маки Мисао (отставка 1972), у которой тоже вроде была как минимум одна главная роль. Но про нее я совсем ничего не знаю...
1961 г дал Примадонну Такарадзуки Хацукадзе Дзюн, но в плане отокояку - ничего интересного. И хотя Хацукадзе изначально планировала быть отокояку и в дальнейшем строила карьеру абсолютно по-отокоячному, у нее была своя ниша, и о ней не будет речи в нашей саге.
В 1962 г в выпуске была лишь одна мало-мальски заметная личность - Нанбара Мисао. Условно ее можно назвать чем-то вроде следующей при Кодзуки Нобору. После ее ухода она затыкала дыры в Сэнке около полутора лет и ушла в отставку в 1971 г. А затем на небосклон Такарадзуки стремительно ворвалась ее ПЕРВАЯ настоящая топ-звезда - Отори Ран. (Небольшая деталь: сайонара шоу Нанбары Мисао, судя по всему, было скорее похоже на финальный сольный концерт уходящей актрисы - в таблице спектаклей за 1971 г оно указано ОТДЕЛЬНО, на малой сцене и два дня
)) Невольно напрашивается мысль, что и под сайонара шоу в те времена разумели не совсем то, что мы сейчас...)
И наконец, 1963 год, дебют, который принимала Нати Ватару, снова дал аж целых три значимых фигуры. Первая из них - Гоу Тигуса , которая на пару лет приняла Снег в промежутке между блистательными Махо Шибуки и Мигивой Нацуко. Отставка - 1972 г. (Вообще не могу не заметить, что именно в Снегу с конца войны и до эпохи топ-звезд прослеживается наиболее четко прописанная преемственность лидеров каста, а сами эти лидеры - наиболее титулованные. Следующая в этом плане, несомненно Звезда, а вот в Цветке и Луне все было куда менее понятно...)
Второе важное имя - Даи Такико. С января 2011 г она именуется на ТакаВики double top с Харуной Юри, но это полная чушь. Я очень хорошо понимаю, откуда возникла такая постановка вопроса - кто правил Луной, пока Харуна в 1975 г играла в Цветке Андре??? Ответ - Даи Такико - совершенно правильный, но неполный.
А полный ответ:
1) В 1974 г топ-звезд ЕЩЕ НЕ БЫЛО. Все еще были лидеры кастов образца 60-х - с пометкой, как кумитё 30-х гг, "неофициально".
2) "Роза Версаля", поставленная в 1974 г, по всем своим особенностям является "красной", т.е. Ферсено-центричной. Соотв., и главной отокоячной ролью там был - Ферсен, а вовсе не Оскар. Его и играла Даи Такико, что вполне логично - по формальному внутри-Такарадзучному статусу она была ВЫШЕ Харуны Юри, ибо окончила с лучшими отметками в своем году. Хотя нельзя не признать, что в синдзинкоэнах более главная роль была то у одной, то у другой из них...
3) Оскар же являлась банальной "следующей" ролью, как и положено в красной Розе. А то, что в дальнейшем в коллекционные фото попала именно Оскар, а не Ферсен, обусловлено ПОСЛЕДУЮЩИМ топ-звездным статусом Харуны Юри, а также знаковостью для Такарадзуки именно этого персонажа.
В общем, иногда лучше поспешать медленно - придя на смену Даи Такико, Харуна Юри обрела куда большую известность и значимость...
Именно Харуна Юри и была той третьей выпускницей 1963 года - и первой топ-звездой не по получении этого места (приоритет был и остается за Отори Ран), но по времени дебюта. Но о ней речь будет в продолжении статьи, где пойдет речь о переходном периоде 70-х гг и первых настоящих топ.
А пока - еще раз списки "неофициальных" лидеров эпохи застоя, для пущей внятности
)) Что характерно, среди этих актрис тоже нет ни единой кумитё.
Цветок:
? - 1965 - Хосидзора Хикару
1965-70 - Асадори Тихо
1970-74 - Коу Нишики
Луна:
? - 1964 - Фудзисато Михо
1964-67 - Утиноэ Нобору
1968-73 - Косиро Мияко
1973-76 - Даи Такико
Снег:
? - 1963 - Акаси Теруко
1963-70 - Махо Шибуки
1971-72 - Гоу Тигуса
Звезда:
? - 1963 - Суми Ханаё
1963-65 - Нати Ватару
1966-70 - Кодзуки Нобору
Продолжения, увы, скоро не обещаю. Чтобы его написать, мне надо привести в удобную табличную форму еще буеву тучу кривых черновиков. Но раз написала все вышеизложенное, напишу и остальное, куда ж я денусь с подводной-то лодки
))

Итак:
Зайдя на ТакаВики, каждый может увидеть, что, хотя Такарадзука существует с 1914 года, отсчет топ-звезд в ней начинается только с середины 70-х гг. До этого мы знаем только кумитё трупп, т.е. старейших по возрасту актрис, которые могут быть как отокояку, так и мусумэяками (в отличие от топ, которые обязательно отокояку). Сейчас эта должность тоже существует, но ее смысл почти исключительно административный - от руководства речами и представлениями актрис на поклонах после премьеры до взаимоотношений с начальством.
А что же было раньше? И как оно ващще появилось? И главное - почему на данный момент система топ-звезд в том виде, в каком она сейчас существует, является тормозом развития театра???
На то, чтобы разобраться в этом, лично у меня ушло несколько лет и дохрена исчирканной бумаги. Поэтому о мусумэяку здесь речи вообще не будет в силу целого ряда причин - только об отокояку.
0. ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА.
читать дальшеСразу хочу предупредить - упаси вас Господь судить о Такарадзучных структурах предвоенного и военного времени по дораме и тем более спектаклю "Аи но Такарадзука"!!! Дорама крайне познавательна, постановка вообще шедевр, но в плане формальных отношений в труппе расклады там максимально приближены к существующим сейчас. Рютан - типа топ-звезда, Токо - типа топ-мусумэяка, Татибана - типа следующая, в финале принимающая труппу от Рютан...
Так вот, ничего этого не было. Точнее, было, но отличалось от привычного нам приблизительно так же, как Иван Грозный от "мы-Николая-Второго", хотя и то, и другое именуется "русский царь"

Обратите внимание: список кумитё трупп тоже начинается не с момента основания театра, а с рубежа 20-30-х гг, и до 1943-45 гг около них стоит пометка "неофициально". Запомните эту пометку, она важна.
Кто играл главные роли в те времена и по какому принципу их назначали, сейчас без обращения к подлинным документам тех лет выяснить практически нереально. Однако есть такой момент: поначалу число новых актрис, дебютировавших каждый новый год, нестабильно - от 20 до 40.
Все меняется вскоре после переломного для Такарадзуки знакового момента - постановки "Мон Пари" (1928). Театр становится популярным - и уже в 1930 году количество выпускниц составляет больше 70! За 30-е годы было еще несколько таких выпусков, а уж ниже 35 число не падало никогда. Учитывая, что утечка актрис разных лет замуж или на сторону во все годы была приблизительно одинакова для разных возрастов, к концу 30-х - началу 40-х гг имеем картину, подобную нынешней: некоторое количество опытных способных актрис в возрасте 30-35 лет на главных ролях и куча подлеска, которому еще предстоит вырасти и развиться. Это не значит, кстати, что из этого подлеска не выделяются и не ставятся на значимые роли относительно молодые актрисы - но опять же, точных данных у нас нет и без работы с источниками они вряд ли появятся.
Далее наступила война и наступила сразу на всех. И к моменту ее окончания звание кумитё - старейшей в труппе - вводится официально. Причем как раз суть этой необходимости в "Аи но Такарадзуке" вполне раскрыта - в крайне жестких условиях того времени востребована своеобразная "мать солдатам".
Согласно спектаклю, Тати принимает труппу Снег вскоре после знаменитого впервые-обращения императора по радио к своим подданным, что война проиграна, т.е. в 1945 г. В реальной жизни этого человека звали Касугано Ятиё. На тот момент ей было неполных 30 лет - как раз тот возраст, в котором обычно становятся топ-звездой. Приблизительно то же самое можно сказать про ее коллегу Камиё Нишики.
Ничего удивительного, что между понятиями "кумитё" и "ведущая актриса состава" на тот момент на какое-то время встал знак равенства.
Данных по спектаклям 50-х гг у меня тоже практически нет. Из знаковых постановок, по которым можно делать выводы, я знаю только "Яванского танцора" (1952) и "Красный мак" (1951 два раза). Что до Дал Лэйка 1959 г, то он не в счет по целому ряду причин - главная из них та, что из нынешних постановок его имеет смысл сопоставлять скорее уж с "Онегиным", чем с ныне существующим Дал Лэйком с Асадзи и прочими Гранд сценами.
На этот период можно выделить две категории исполнительниц главных ролей:
1) Трио из Совета Директоров - Амацу Отомэ, Касугано Ятиё, Камиё Нишики (на тот момент еще не в Совете, но неважно

2) Ряд актрис, дебютировавших в 40-е годы:
- Фурусато Акеми - дебют 1942, отставка 1959, главная роль в "Красном маке"-2 (Луна) - 1951 г (9 лет в театре).
- Акаси Теруко - дебют 1945, отставка 1963 (и первое в истории Такарадзуки сайонара шоу!), главная роль в "Яванском танцоре" - 1952 (7 лет в театре, нынешний возраст выхода из "младших классов"!)
- Йодо Каору - дебют в 1947, отставка в 1966. В промежутке (начало 60-х?) - переход в Сэнку, причем, судя по обрывкам данных, на ЖЕНСКИЕ роли.
- Тацуки Нобору - дебют в 1949, отставка в 1961, т.е. главные роли тоже в довольно молодом возрасте.
Что характерно, никто из этих актрис, кроме Фурусато Акеми, никогда не был кумитё своей труппы - в отличие от тройки из первого пункта.
Что из этого следует? То, что к 50-м возраст самых старших в составах перевалил за 40 - и эти старшие к тому же не были самыми сценически талантливыми, хотя, должна заметить, и на третьих ролях не пробавлялись. Таким образом, главенство кумитё стало по большей части внесценическим, а на главные роли пришла талантливая молодежь.
Хотя установлен верхний возрастной предел главенства в труппе, точный срок пребывания на главных ролях абсолютно не определен - как в любом репертуарном театре.
0,5. 60-Е: НАРАСТАНИЕ ХАОСА.
читать дальше Более точно было бы определить данный период как 1958-1974. В данном случае нижней границей является изменение срока обучения в Такарадзучной музыкальной школе с года до двух (последний одногодичный выпуск - 1957, в 1958 выпуска не было), верхней - официальный курс на реформирование театра в год его 60-летия, начатый постановкой первой "Розы Версаля".
В течение этого периода все яснее становится, что в существующем виде театр потихоньку себя исчерпывает, и назрело время перемен.
Что характерно, если по 50-м годам на ТакаВики практически нет данных о кастах, то в 60-е указано все, что
Тем не менее
Итак, из дебютировавших ДО введения двухлетнего обучения (это важно), в этот период интерес для нас представляют:
Цветок: Хосидзора Хикару - дебют 1951 г, отставка 1965 г; далее Асадори Тихо - дебют 1953 г, отставка 1970 г, в 1962 г - третья (?) роль.
Луна: Фудзисато Михо - дебют 1953 г, отставка 1964 г; далее Утиноэ Нобору - дебют 1954 г, отставка 1967 г.
Снег: ранее упомянутая Акаси Теруко (отставка 1963 г); далее Махо Шибуки - дебют 1952 г, переход в Сэнку ориентировочно в 1970 г, отставка 1975 г.
Звезда: Суми Ханаё - дебют 1948 г, отставка 1963 г; далее Нати Ватару - дебют 1953 г, переход в Сэнку в 1965 г, отставка 1968 г.
Лично мне до серьезного погружения в вопрос из всех этих имен хоть что-то говорили только Акаси Теруко и особенно Махо Шибуки. Вам, думаю, и того меньше...
Как можно заметить, получение лидерства над труппой и последующей отставки в плане возраста опять же вполне сопоставимо со средним сроком прихода и ухода на место топ-звезды, а иногда происходит и раньше - например, у Хосидзоры Хикару и Нати Ватару. И хотя о четко выделенном лидерстве здесь говорить еще рано, ибо, как я упоминала раньше, главенство здесь часто одновременное и относительное - впервые определяются СРОКИ оптимального пребывания актрисы на ведущих ролях.
Иначе нельзя никак, пока условием принятия в труппу является Такарадзучная музыкальная школа. Каждый год она будет вбрасывать в театр 40-50 новых девушек, и пусть слабые, неталантливые и недостаточно мотивированные отсеются, в сухом остатке останутся те, кому надо УСТУПАТЬ МЕСТО. Однако еще не стоит вопрос, куда девать тех, кто с места подвинется - Сэнка большая, на всех хватит, а пример Касугано Ятиё и иже с нею у всех перед глазами, бодрит и вдохновляет

Тем не менее популярность театра потихоньку падает, и становится ясно, что в меняющемся мире одними ревю сыт не будешь...
В 1967 г Такарадзука впервые ставит "Оклахому". Обычно исследователи театра придают недостаточно значения этому моменту - а ведь это первая постановка западного (бродвейского) мюзикла на Такарадзучной сцене, причем мюзикла, который считается первой беспримесной формой данного жанра и на сцене европейской. Ставится он силами двух трупп - Луны и Звезды. Вскоре за ним последовала Вестсайдская история - тоже продукт совместного творчества, на этот раз Луны и Снега. Но это не имеет значения - список ролей в европейских постановках четко известен, значит, о месте той или иной актрисы в постановке можно судить безошибочно.
И здесь я перехожу к актрисам выпуска 1960-63 гг - уже учившимся два года, но еще не получившим ранга топ-звезд.
Выпуск 1959 г не дал ничего общественно значимого. А вот в следующем, 1960 г, на сцену Такарадзуки ступили знаменитые "три золотых К" - Кодзуки Нобору, одна из известнейших певиц театра тех времен, Косиро Мияко, тоже поющая, и Коу Нишики, поющая хуже, но зато имевшая наилучшие оценки в своем выпуске.
Наиболее странна из них всех участь Кодзуки Нобору - после 5 лет в труппе Луна ее переводят в Сэнку - еще в возрасте младших классов! - а через год она принимает лидерство в Звезде после Нати Ватару. В 1967 г ей достается главная роль Кёрли в "Оклахоме" - 7 лет с момента дебюта! А в 1970 г - уже отставка... Из более поздних актрис эту карьеру можно сравнить только с Амами Юки.
Косиро Мияко приняла Луну после Утиноэ Нобору; в "Оклахоме" ей досталась вторая роль Джуда Фрая, а через полтора года - главная роль Тони в "Вестсайдской истории" (9 лет на сцене). Отставка - в 1973 г.
Что до Коу Нишики, то она приняла Цветок у Асадори Тихо (сделав это позже всех своих одноклассниц) и ушла в отставку в 1974 г.
Кроме них, в этом году выпуска можно отметить Маки Мисао (отставка 1972), у которой тоже вроде была как минимум одна главная роль. Но про нее я совсем ничего не знаю...
1961 г дал Примадонну Такарадзуки Хацукадзе Дзюн, но в плане отокояку - ничего интересного. И хотя Хацукадзе изначально планировала быть отокояку и в дальнейшем строила карьеру абсолютно по-отокоячному, у нее была своя ниша, и о ней не будет речи в нашей саге.
В 1962 г в выпуске была лишь одна мало-мальски заметная личность - Нанбара Мисао. Условно ее можно назвать чем-то вроде следующей при Кодзуки Нобору. После ее ухода она затыкала дыры в Сэнке около полутора лет и ушла в отставку в 1971 г. А затем на небосклон Такарадзуки стремительно ворвалась ее ПЕРВАЯ настоящая топ-звезда - Отори Ран. (Небольшая деталь: сайонара шоу Нанбары Мисао, судя по всему, было скорее похоже на финальный сольный концерт уходящей актрисы - в таблице спектаклей за 1971 г оно указано ОТДЕЛЬНО, на малой сцене и два дня

И наконец, 1963 год, дебют, который принимала Нати Ватару, снова дал аж целых три значимых фигуры. Первая из них - Гоу Тигуса , которая на пару лет приняла Снег в промежутке между блистательными Махо Шибуки и Мигивой Нацуко. Отставка - 1972 г. (Вообще не могу не заметить, что именно в Снегу с конца войны и до эпохи топ-звезд прослеживается наиболее четко прописанная преемственность лидеров каста, а сами эти лидеры - наиболее титулованные. Следующая в этом плане, несомненно Звезда, а вот в Цветке и Луне все было куда менее понятно...)
Второе важное имя - Даи Такико. С января 2011 г она именуется на ТакаВики double top с Харуной Юри, но это полная чушь. Я очень хорошо понимаю, откуда возникла такая постановка вопроса - кто правил Луной, пока Харуна в 1975 г играла в Цветке Андре??? Ответ - Даи Такико - совершенно правильный, но неполный.
А полный ответ:
1) В 1974 г топ-звезд ЕЩЕ НЕ БЫЛО. Все еще были лидеры кастов образца 60-х - с пометкой, как кумитё 30-х гг, "неофициально".
2) "Роза Версаля", поставленная в 1974 г, по всем своим особенностям является "красной", т.е. Ферсено-центричной. Соотв., и главной отокоячной ролью там был - Ферсен, а вовсе не Оскар. Его и играла Даи Такико, что вполне логично - по формальному внутри-Такарадзучному статусу она была ВЫШЕ Харуны Юри, ибо окончила с лучшими отметками в своем году. Хотя нельзя не признать, что в синдзинкоэнах более главная роль была то у одной, то у другой из них...
3) Оскар же являлась банальной "следующей" ролью, как и положено в красной Розе. А то, что в дальнейшем в коллекционные фото попала именно Оскар, а не Ферсен, обусловлено ПОСЛЕДУЮЩИМ топ-звездным статусом Харуны Юри, а также знаковостью для Такарадзуки именно этого персонажа.
В общем, иногда лучше поспешать медленно - придя на смену Даи Такико, Харуна Юри обрела куда большую известность и значимость...
Именно Харуна Юри и была той третьей выпускницей 1963 года - и первой топ-звездой не по получении этого места (приоритет был и остается за Отори Ран), но по времени дебюта. Но о ней речь будет в продолжении статьи, где пойдет речь о переходном периоде 70-х гг и первых настоящих топ.
А пока - еще раз списки "неофициальных" лидеров эпохи застоя, для пущей внятности

Цветок:
? - 1965 - Хосидзора Хикару
1965-70 - Асадори Тихо
1970-74 - Коу Нишики
Луна:
? - 1964 - Фудзисато Михо
1964-67 - Утиноэ Нобору
1968-73 - Косиро Мияко
1973-76 - Даи Такико
Снег:
? - 1963 - Акаси Теруко
1963-70 - Махо Шибуки
1971-72 - Гоу Тигуса
Звезда:
? - 1963 - Суми Ханаё
1963-65 - Нати Ватару
1966-70 - Кодзуки Нобору
Продолжения, увы, скоро не обещаю. Чтобы его написать, мне надо привести в удобную табличную форму еще буеву тучу кривых черновиков. Но раз написала все вышеизложенное, напишу и остальное, куда ж я денусь с подводной-то лодки

@темы: аналитика, старая гвардия, обще-Такарадзучное
Таллэ, спасибо и респект! Грандиозный труд!
В голове правда от такого избытка информации каша, но перечитаю ещё пару раз и надеюсь все ляжет по полочкам. Спасибо ещё раз!
А насчет уложить в башке - для того я и хочу график-таблицу делать по историческим временам. Чтоб нагляднее было, кто, сколько и почему.