Итак, РиДж-марафон, который я откладывала больше года по целому ряду причин, таки начался. И первым номером в нем идет обновленная французская версия 2010 г, без которой я не смела смотреть ТакаРиДж, хотя в свое время убилась об забор, чтобы купить обе первых Така-версии.
Раньше не писала таких дисклеймеров, но сейчас в первый и последний раз сделаю, мать вашу:
Я не претендую на то, что в деталях разгадала тонкости режиссерского замысла. Но мой опыт - как жизненный, так и мюзиклопросмотров - вкупе с навыками аналитика художественного высказывания дали мне именно такую картину. Кто ее не увидел - бога ради, но и переубеждать меня, что якобы что-то не так, не имеет ни малейшего смысла.Если это усвоили, милости прошу под кат.
читать дальше В общем, я была подготовлена разнообразными фото, отзывами и т.п. Я не ждала, что мне подадут имбирное желе со сбитыми сливками. Так что если и разочарована, то В ХОРОШУЮ сторону - информационная плотность зрелища очень высока, и такую трактовку данного сюжета на данную музыку я вполне допускаю.
Похоже, на данную версию довольно сильно повлияли как австрияки, так и венгры. Причем если австрияки скорее в плане визуального ряда ("белый бал" и Тибальт на нем, Парис как явление природы и some else), то венгры однозначно на персонажный расклад - в тройке Монтекки неоспоримо главным стал Меркуцио, Бенволио же - так, шоб було; ну и Тибальт опять же как понятие
))
В целом же в этой версии не осталось и следа того молодого кипения жизни, свойственного первой соционической квадре, которое некогда сделало РиДж номером раз в моем мюзикловом списке и вдохновило меня на моих V&C. Ромео тут - под тридцатник, а Тибальт - мой ровесник (т.е. под 40) со всеми сопутствующими этому возрасту прелестями. И дело не в том, что "Робертино Лоретти подрос" (реальный возраст Сарга и Тома Росса на описаный момент был именно таков), а в том, что версия 2010 - очень взрослая, очень горькая и очень циничная, а также весьма агрессивная во многих проявлениях, при том, что в 2001 г этой агрессии не было и следа.
Итак, если в изначальной версии 2001 мы имели дело С ДВУМЯ ЭТНИЧЕСКИМИ СТЕРЕОТИПАМИ ПОВЕДЕНИЯ, плохо совместимыми в рамках одного города, то здесь действительно с двумя враждебными кланами. Причем не просто враждебными - клан Капулетти сейчас на коне, а вот клан Монтекки откровенно в опале, и его глава - отсутствующий в сюжете папа Монтекки - с высокой вероятностью помер не своей смертью и даже не от руки убийцы, а КАЗНЕН. Уже из того, как издевательски приветствуют герцога, вышедшего усмирять разборку, Монтекки и как почтительно Капулетти, это становится ясно. И поэтому-то настолько ожесточена и озлоблена на весь мир мамаша Монтекки, которой в одиночку приходится рулить кланом... ибо из сына новый глава, пардон, как из дерьма пуля.
Впрочем, маме Капе в этом плане ничуть не слаще - да, ее семья в фаворе, но ее мнение в этой семье не имеет вообще никакого значения, все решает толстый и напыщенный папа Капа. Не случайно вместо моей обожаемой напористой "Ты должна выйти замуж" после прихода Париса звучит какой-то новый трагичный сольник, в котором она жалуется Джульетте на свою радикально не сложившуюся судьбу. И на балу она не зажигает, как 9 лет назад, а степенно стоит на балконе с супругом и смотрит вниз, как веселятся другие...
Соотв., "Вражду" в этой версии куда правильнее было бы назвать "Завистью" - у одной мамашки есть положение, но нет свободы, у другой ровно наоборот, и именно за это, а не за то, что молятся иначе, они здесь ненавидят друг друга.
И дополняет картину Тибальт (вот кто меня откровенно приятно потряс, так это Том Росс - как и Крегер, войти в ту же реку 9 лет спустя и создать образ, иной, но равный по силе предыдущему... короче, мой респект!!!), у которого тоже со свободой очень так себе. Здесь он не поборник, но именно что наследник клана - вот только получение наследства все затягивается и затягивается, а быть в 38 лет все еще не тем, кто решает, очень мерзко и унизительно. Прибавлю к этому, что, как и я сама, Тибальт здесь чистый логик и абсолютно не верит в любовь - для него есть только гормональный шторм молодости и более или менее правильный расчет. Шторм он уже перерос - а поступить согласно собственному расчету и жениться на Джульетте ему не позволяют. Отсюда та ярость, с которой он разбивает застывшие пары на "белом балу" - здесь песню опять же было бы уместно назвать не "Не моя вина", а, как коронное Асадзино, "Знать бы еще, что такое любовь"...
Зато Джой Эстер - Джульетта - отнюдь не нежная Сесилия Кара. Это очень страстная и сильная девушка, явно засидевшаяся взаперти и жаждущая... тоже не любви, а возможности ВЫБРАТЬ САМОЙ. По сути, в их отношениях с Ромео она ведет с первого до последнего момента. И главная ошибка отца - то, что он так и не понял, что дочь удалась в него, а не в мать, и свое право принимать решения не отдаст без боя.
Переходим к Монтекки... Бенволио здесь, как я уже сказала, номер третий, молодой чемодан, от которого мало что зависит. Что до Ромео-Сарга, то его явно тяготит свалившаяся на плечи ответственность, к которой он абсолютно не готов, и вдобавок переехала смерть отца. Это человек, надломленый с первого момента появления на сцене. Все его чувства окрашены горечью - и тем не менее он все еще мечтает о любви, наверное, единственный из всех - именно о чувствах и поддержке, а не о страсти, как Джульетта. Их отношения целиком построены на том, что Джульетта делает, но НЕ ДУМАЕТ, а сам Ромео НЕ СОПРОТИВЛЯЕТСЯ. Соотв., необходимость держать ответ за содеянное вызывает у обоих прежде всего досаду - как же так, ведь все было хорошо???
Меркуцио же своей яркостью и выразительностью вполне достойная пара Тибальту и в этом плане тоже кроет Ромео, как бык овцу. Но вот его мотивации ясны мне не на 100%. В моменте, следующем за "Королями мира", которого тоже не было в 2001 г, вроде бы все ясно - дать понять Ромео, что такое истинное упоение жизнью в противовес его пустой браваде. Но вот зачем он так яростно и назойливо стебет Тибальта, зачем догребается до него даже на балу... что у того есть такого, чего нет у самого Меркуцио? Ведь он родственник герцога, и один из всей троицы знает, что за его выходки ему ничего не будет - дядя отмажет. Или... или хочет хоть так поддержать честь Монтекки, раз Ромео на это не способен??? Как бы то ни было, то, что его тоже можно прирезать обычным ножом, стало для него откровением.
Остальные персонажи:
Ла Морт - вот кто разочаровал. Тоже очень агрессивна в противовес своей коллеге-2001 - но здесь как раз потому, что МОЛОЖЕ. Это не рок в образе женщины, не рука судьбы, а молодой хищник, который хочет ЖРАТЬ. И ЖРЕТ. О ее влюбленности в Ромео здесь не идет и речи - она не убивает его поцелуем, а позволяет выпить яд согласно первоисточнику, проявить слабость. И не вкладывает нож в руку Джульетте - та достаточно сильна, чтобы сама его найти и сама вонзить в себя. Что до разрывания письма, то где Ла Морт-2001 делала это холодно и спокойно - ТАК НАДО, - эта дерет его с садистским сладострастием. Короче, еще одна Смерть-на-стажировке
))
Кормилица. Просто кормилица. Ни фига не второй клирик, как в 2001 (светлая память Режан Перри...) Тем не менее пара моментов, где у нее всплывает эта функция, таки показана - в частности, в финале, когда она подхватывает сольный запил отца Лоренцо "Мой грех".
Отец Лоренцо... не покидает впечатление, что тут он тоже многое делает, не думая. Это не монах-алхимик, а этакий самодовольный прелат в шикарной рясе, уверенный в своей возможности разрешить любой конфликт... как практикующий психоаналитик. И когда выясняется, что решение оказалось неверным, он тоже оказался морально не готов ответить за козла. Какой это уже по счету не готовый персонаж - четвертый?
Герцог. Изо всех сил пытается корчить из себя Хозяина нитей. Получается еще хуже, чем у Крегера в венском "Рудольфе". И тоже явно абсолютно не готов к тому, что приход бобров - результат в том числе и его стараний.
Поэт - ни фига не Шекспир, а... привет нашему проекту, в который я уже полгода как провалилась по уши
)) Преромантизм из всех щелей прет
))
Вроде никого не забыла...
В общем, история получилась отнюдь не про любовь, а про "хотели как лучше, а вышло как всегда". По-своему интересная - поглядывать на счетчик времени я начала только на приходе Ромео в гробницу, а учитывая, как плохо у меня сейчас с длительным сосредоточением, это большой успех
)) PS. Что касается возможности посмотреть данную версию, то сразу предупреждаю, что чертов оригинальный французский диск не поддался моему стандартному раскоду и даже с компа запустился весьма ракообразно. Буду думать, что с этим делать, как додумаюсь до чего-то внятного - оповещу.