Сразу оговорюсь: это НЕ Такарадзучная постановка! Чья - понятия не имею, но на сцене присутствуют актеры-мужчины (режиссер, морской офицер и Осаму Тедзука как обобщенный образ фаната). Однако все главные женские роли играют топ-звезды Такарадзуки в отставке, причем сообразно своему амплуа. В первом касте Рютан, лидера труппы Снег, играет Шибуки Дзюн, молодую отокояку Тати - Айяки Нао, серьезную мусумэяку - Хошина Юри (Камала из "Дал Лэйк") и придурковатую мусумэяку - Сидзё Рюи. Во втором это соответственно Кодзуки Ватару, Такаширо Кей, Отори Рей (Лизка Харуно Сумирэ) и Эми Курара (Паула из "Вампиррозы", общая мусумэяка Шибуки и Айяки ))
И постановка эта - вовсе не в Такарадзучном слегка условном стиле, она реалистична насквозь. Даже мюзиклом я бы это не назвала, скорее просто музыкальным спектаклем, ибо основной акцент здесь отнюдь не на пении и танцах, а на драматической игре. Знакомые нам красочные костюмы мы можем видеть лишь в единственной сцене в прологе, когда задается узнаваемый образ театра - показывается типичный массовый Такарадзучный танец и типичный же финальный спуск по лестнице. В остальном же все шмотки выглядят очень повседневно - от формы на репетициях до обносков времен войны. Ибо в спектакле нам показана вся неприглядная изнанка прекрасного действа - Такарадзучная школа, репетиции, интриги, разборки, в том числе по поводу связей с мужчинами, и многое другое...
Ах да, забыла сказать самое главное: действие спектакля происходит перед Второй Мировой войной и во время нее. То есть это ИСТОРИЧЕСКАЯ постановка о Такарадзуке.
Как она точно называется, я тоже не совсем поняла. По одним источникам - "Любовь и молодость в Такарадзуке", по другим - "Такарадзука и джентльмен". Лично мне первый вариант названия импонирует как-то больше ))
Начинается история с того, что некая бродячая девочка Тати (фанатка?) после ряда нелепых эпизодов получает приглашение в Такарадзуку, причем на отокоячное амплуа. Далее мы лицезреем весь набор штампов о Такарадзучной музыкальной школе, включая уборку кисточками. (Для тех, кто помнит "кошачий концерт" из ТСА-97: уборка происходит под тот самый "Венгерский танец"! А под "Танец с саблями" - разучивание национальных танцев в кимоно:
www.youtube.com/watch?v=xzmduDQklDo&feature=rel... )) Не видела бы сей номер - и вполовину бы так не смеялась.) После дебюта Тати и две мусумэяки зачисляются в труппу Снег, и их жизнь течет по накатанной Такарадзучной колее... которую прерывает война. Сначала труппа играет военные агитки, потом выезжает с концертами на фронт, а потом и вовсе театр закрывается (1944 г), а актрисы занимаются шитьем для фронта.
Незадолго до финала Тати слышит по радио в числе погибших имя того самого морского офицера, который проявлял к ней интерес. Вне себя от горя, она выходит наружу во время воздушной тревоги. Рютан, вышедшая загнать ее назад, закрывает ее своим телом. Обе остались живы, но Рютан лишилась глаза. В финале она берет Тати за руку и говорит - мол, ничего не поделаешь, теперь лидером труппы придется быть тебе, тащи эту ответственность... Жизнь продолжается, невзирая ни на все.
Пересказ довольно сумбурный и, разумеется, не совсем полный... но любую серьезную и пронзительную вещь крайне сложно пересказать в двух словах. Это надо смотреть. Даже тем, кто ни разу не фанат Такарадзуки.
читать дальше Запись с первым кастом я посмотрела еще до Звездного Моста - и после этого чрезвычайно боялась смотреть второй. После Шибуки и Айяки я НЕ ВЕРИЛА, что Ватару и Кася-не-пришей-кобыле-хвост смогут сыграть столь же глубоко. В итоге все оказалось не настолько плачевно - и все же, все же... (Фанатов Ватару и Такаширо Кей прошу не обижаться - я изо всех сих старалась быть объективной и упомянула обо всех выигрышных для них моментах.)
Итак, Рютан. В сцене отправки на фронт она совершенно отчетливо представляется как кумитё труппы Снег. То есть старшая, а это звание отнюдь не равно топ-звезде (хотя, если мне не изменяют уши, топ-звездой ее тоже обозвали один раз). То есть это не просто актриса на все главные роли, но еще и старейший член труппы, пользующийся особым почетом, лидер не только на сцене, но куда больше - вне ее.
У Шибуки эта роль невероятно многогранна. Сила мужчины, положенная по амплуа - и женская слабость, и тут же - женская сила, проявляемая как через покровительство над младшими, так и через умение вертеть мужчинами (тем же режиссером). Очень хорошо это проявляется, в частности, через изменение тембра голоса - то высокий и звонкий, то вдруг выставленный низкий "сценический". Невероятные броски от почти комического до героического.
Ватару же в этом смысле куда ровнее и однообразнее (и ее голос тоже). Если Шибуки - Дон-Кихотка, то Ватару - Джек Лондон. А Джеку, в отличие от Дон Кихота, впадлу демонстрировать слабость, он любит быть победителем. В результате... в результате героине без выраженных слабостей куда меньше сочувствуешь. Одно дело быть сильной по должности, все время преодолевая себя, другое - только потому, что ты лунный трактор и тебя на десятерых хватит.
Кроме того, если Шибуки играет именно лидера труппы тех времен, то у Ватару очень сильно вылазят замашки нынешней топ-звезды и Такарадзучные штампы. В результате ее офицер в агитке смотрится куда убедительнее, да и в сцене выбора топ-мусумэяки (эпизод со степом) она выглядит эффектнее, раскованнее. Но вот там, где надо играть не мужчину, а ЧЕЛОВЕКА, она проигрывает Шибуки очень сильно. И дело тут не в меньшей, чем у Шибуки, женственности - она у них приблизительно равная. Но если женскую силу класса "мать солдатам", т.е. младшим членам труппы, Ватару играет неплохо, то все остальное выглядит куда более блекло. Эпизод первого знакомства с дебютантками и номер "Цуки-яки" Шибуки делает на женском выпендреже пополам с кокетством - Ватару же на чистой властности. Сцену же истерики за кулисами она просто проваливает. Где Шибуки прямо в сценической офицерской форме падает на стол, сбрасывая бумаги, и колотит по нему ногами, там Ватару бьет по нему каким-то игрушечным молотом и неубедительно визжит. На ней прямо-таки написано: "Вообще-то я никогда в жизни не закатывала истерик, но если передо мной стоит такая актерская задача, я обязана принять этот вызов..."
В общем, Рютан Ватару - тот командир, что впереди, на лихом коне, а Рютан Шибуки - тот, что в том месте, которого требуют задачи боя.
Теперь Тати. Ее можно было бы сыграть очень по-разному... если бы не одно важное обстоятельство: в 1940-45 гг. "следующей" труппы Снег была не кто иная, как Касугано Ятиё. И именно для нее поражение в войне совпало с принятием лидерства над труппой. А если об этом помню даже я, вряд ли этого совсем не имели в виду японцы. То есть к финалу Тати обязана прийти достойной сменой Рютан, проявить задатки не менее сильного лидера.
Айяки это удается - все знают, как она умеет делать серьезную морду. Если она не дерзкий мальчишка, то опытная женщина, хорошо знающая себе цену. Да и вообще после Тода-самы в нее ВЕРИШЬ )) Даже ее выход наружу во время воздушного налета выглядит не капризом молодости, а знаком глубочайшего отчаяния.
Кася же создана для амплуа "смешная девчонка". В самом начале, в комических эпизодах, это ей очень помогает - у Айяки Тати на этом этапе выглядит откровенным пацаном-хулиганом, а потом, как молодая отокояку, старше и мудрее заявленного возраста. Но вот когда дело доходит до войны и до статуса следующей, Такаширо Кей оказывается слишком легковесна. В том числе и в прямом смысле слова - если Ватару выше даже режиссера, то можете себе представить, насколько она крупнее Каси??? В итоге если в финальном танце на разбомбленных развалинах Айяки - достойная преемница Шибуки, то Кася так и остается азартной девчонкой, которой наконец-то дали порулить ("правда-правда? И без крестиков, и без ноликов?!")
Игру мусумэяк мне сравнивать намного труднее. В том числе и потому, что "кому они нужны, эти мусумэяки?" )) Скажу только,что удивлена, почему Эми Курару поставили не с Шибуки и Айяки, а Сидзё Рюи - не с ее топ-отокояку Такаширо Кей. В заключение - еще несколько фрагментов, уже выложенных на Ютуб добрыми людьми ))
www.youtube.com/watch?v=Z0yaCfGbFZ8&feature=rel... - пролог, Шибуки поет главную тему спектакля "Чиста, совершенна, прекрасна"; Айяки - мелкая шпана ))
www.youtube.com/watch?v=ustixDKKlAo&feature=rel... - танец дебютанток в линию (дебют Тати и ее одноклассниц). Интересен тем, что применен прием, характерный для французских мюзиклов, когда пропеваются и проигрываются эмоции, НА САМОМ ДЕЛЕ заключенные лишь в душе персонажей! А за этим следует первый выход Рютан.
www.youtube.com/watch?v=Y0gq0CGWVu8&feature=rel... - Цуки-яки. Сравните, НАСКОЛЬКО здесь у Шибуки отличается голос! Нечего и говорить, что у Ватару в этом месте и близко нет такого отчаянного самозабвения, она и тут с достоинством несет себя.