Нет, я прекрасно знала, что рассказки Эммушки Орчи про Алого Первоцвета - отнюдь не "1793" Гюго и не "Боги жаждут" Анатоля Франса. Даже в синопсисе Первоцвета на Мюзикалс.ру открытым текстом сказано, что любим мы их не за это )) И то, что из отнюдь не шедевра литературы может получиться прекрасный мюзикл, тоже не удивительно - "Призрак Оперы" тому ярчайший пример.
Но вот что это будет НАСТОЛЬКО бульварщина в худшем смысле этого слова, я, признаться, не ожидала.
Сейчас скажу очень неполиткорректно, но меня буквально трясет от этого взгляда богатенькой сентиментальной сучки на Французскую революцию. Даже Карлайль с его зеленым Робеспьером и превознесением британского подхода к жизни, по крайней мере, признает, что режим так прогнил, что просто не мог не развалиться, и что на пустом месте такие реки крови не проливаются.
Здесь же все аристократы - невинные жертвы, буквально ангелочки. Народ же изображен с нескрываемым омерзением и иначе как "чернь" не именуется. Деятели революции (и народ) умеют только убивать и видят в этом наивысшее удовольствие, поэтому, когда кончаются аристократы, начинают истреблять друг друга. Апофегей этого - приказ Шовлена предать смерти кормильца в каждой семье Булони, если вдруг заложнице удастся сбежать. Жестокость, абсолютно бесмысленная прежде всего с логической точки зрения, ибо хоть какой-то смысл в этом приказе был бы только, если бы вся Булонь до последнего человека знала заложницу в лицо...
В народе нет буквально ничего, заслуживающего хорошего отношения - он грязен, рван, подл, его пристрастия во всем, от одежды и выпивки до удовольствий, абсолютно низменны. Чистеньких аристократок передергивает от одной мысли о соприкосновении с этой грязью. Нормальная же жизнь, нормальные ее радости возможны только по ту сторону Ла-Манша. Противопоставление Франции и Англии - еще одна вещь, от которой меня трясет.
И разумеется - постоянный страх перед Робеспьером, который здесь показан как бесстрастный честолюбец, для которого нет выше удовольствия, чем увидеть другого униженным. За одно это убила бы... если бы не дежурный вопрос: "А чего нас все так боятся???" Нет, в самом деле - никакой другой психотип не демонизируется в обывательском сознании до такой степени ))
Да, я - анархо-коммунистка и чрезвычайно горжусь, что мой соционический тип назван именно в честь Робеспьера. "Англоязычные" же в моих устах - приблизительно такое же ругательство, как "ТСА-2005". Но честное слово, я бы стиснула зубы и честно проглотила это, будь оно хотя бы хорошо написано - в конце концов, могу же я читать того же Бунина...
Но образы людей здесь такие же картонные, как и образ исторической ситуации. Характеры глубиной с суповую миску. Марго Сен-Жюст именуется "умнейшей женщиной Франции", однако бОльшую идиотку трудно встретить: ломануться вслед за супругом на континент, где ты ему не только ничем не поможешь, но и заведомо свяжешь руки, да еще по сомнительному паспорту горничной - явно признак очень большого ума )) "Ангел" же Жюльетта де Марни, доносящая на человека, который спас ее от толпы и в которого она успела влюбиться, по-настоящему омерзительна. И еще больше омерзительна в сцене с бриллиантовым ожерельем, когда вопит про "мои драгоценности на шее у этой судомойки" - хотя ясно сказано, что судомойкой была не сама Дезире, а ее мать, которая тем не менее умудрилась дать дочери какой-то минимум воспитания. (Лично у меня в этой ситуации возник бы вопрос, который не приходит в голову никому из блестящего английского общества - если вы собираете деньги для парижской бедноты, почему бы вам в первую очередь не продать эти камни?)
Однако автор даже не замечает, насколько неприлично и НЕАРИСТОКРАТИЧНО поведение ее героини в этой ситуации. Предательство же Жюльетты с ее позиции совершенно прощаемый грех - ах, женщине так трудно выбрать между своим сердцем и разумом, ах, последняя воля умирающего отца, который завещал отомстить за брата, убитого на дуэли...
Гражданин же Поль Дерулед, пытающийся спасти возлюбленную на суде - тоже полный кретин, если до сих пор не раскинул мозгами и не понял, что своим признанием только сильнее закопает ее.
Даже не знаю, от чего меня больше тошнит при чтении этой книги - от глупости или подлости положительных персонажей. И сам собой напрашивается вывод, что это - авторские глупость и подлость, блаженная невинность живущей в Англии венгерской баронессы, которая искренне не понимает, ЗА ЧТО подобных ей могли потащить на фонарь. То и дело повторяется фраза про семейства, предки которых написали историю Франции. Но то были предки - а что вот эти конкретные люди сами добавили к их славе??? Нет ответа, да?
Черт возьми, по отцу я сама с самого верха общества, но меня воспитывали в понимании, что аристократизм в первую очередь проистекает не из брезгливости и презрения к низшим, а из СЛУЖЕНИЯ и гордости за это служение. Та самая истина, которую генерал де Жаржи накрепко вколотил в леди Оскар.
Именно поэтому из двух мюзикловых цветочков, связанных с Французской революцией, я раз и навсегда выбрала Розу Версаля, а не Алый Первоцвет. И книжка "Лига Красного Цветка" лишний раз убедила меня в правильности выбора.
Хотела закрыть эту запись - в конце концов, среди моих ПЧ есть большая поклонница этой книги, - но подумала и не стала. Пусть все лишний раз поймут, какой я не подарочек, и хорошенько подумают, имеет ли смысл со мной связываться и вообще общаться ))