Кодзю Тацуки
Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Вообще-то, если кто не знает, отношение к классической европейской опере у меня более чем странное. С одной стороны, данный способ звукоизвлечения однозначно не рассчитан на мои уши, и оценить его я практически не в состоянии, а что до внешней картинки, то в большинстве случаев ее нахрен убивают исполнители, которых ставят на роль не за внешние данные и порой даже не за умение играть, а за Божественный Голос. Кто видел Лючано Паваротти в роли Густава III, тот в цирке не смеется ;)))
А с другой стороны, опера для меня - неисчерпаемый источник Така-сюжетов, причем как уже реально воплощенных в театре, так и сочиняемых нами с соавтором на пару. К тому же там имеется такая прикольная фишка, как так наз. брючные роли, т.е. женщины, поющие партии мужских персонажей по изначальной задумке композитора. Поэтому жизнь то и дело тыкает меня в нее мордой.
Так что даже несколько удивительно, что до оперы "Кавалер розы" (перевод названия неточный, но это как раз тот случай, когда корректно перевести это, не теряя смысла, не возьмусь даже я ;))) я добралась только сейчас. Ибо там есть обе вышепомянутые мной зацепки - в 2001 г по ней ставилась Аи но Соната с Цубасой, а главная мужская роль в ней писалась для меццо-сопрано.



Сам по себе этот факт уже слегка выносит мозг - насколько я знаю, брючная роль крайне редко бывает одной из главных в опере (Леонора в "Фиделио" не в счет, ибо это всего лишь женская персонажка в мужских шмотках, как леди Оскар и Виола). Впрочем, прочитав синопсис (сгодится даже английский с ТакаВики, но вот вам русский к самой опере - mus-info.ru/opers/german/022.shtml), сразу становится понятно, в чем дело - уже тогда оперные тенора по своим внешним кондициям и на прекрасных юношей-то ни фига не тянули, а представить себе какого-нибудь Пьянджи, переодетого в женские шмотки и выдающего себя за очаровательную служаночку... свят-свят-свят!
И вдвойне понятно, почему мимо данной оперы Такарадзука не смогла пройти, как мимо тещиного дома. Ну, и то, что данная роль досталась именно Цубасе с ее неподражаемым комическим талантом и одновременно неоспоримой красотой, тоже очень втемно.
Вот только есть одно маленькое но: данная постановка НЕ ПИСАЛАСЬ НА КАССЕТУ. Причем в то время, когда писалось абсолютно все, включая синдзинкоэны. И тем, что у Такарадзуки могло не быть прав на нее, как в случае с Вестсайдской историей, это объяснить никак нельзя: опера однозначно не перепевалась музыкально-дословно, а писать свои переделки на кассеты Такарадзуке никто никогда не мешал - вспомним хоть тот же Поцелуй пламени с Вао-Ханой. Даже из синопсиса на ТакаВики ясно видны отличия от изначального либретто. Кроме того, ария из этой постановки вполне присутствует в списке бестов соотв. года - чего опять же нельзя сказать про обе Вестсайдских истории.
Так в чем же дело?
Для того, чтобы понять это, придется обратиться к записям самой оперы. Без них, словами через рот, оно не очевидно ни фига.



Вот, пожалуй, эталонное с моей точки зрения изображение графа Октавиана. Даже с точки зрения Такарадзучной эстетики, пожалуй, нечем похаять и даже зовут меццу вполне Такарадзучно - СЕНА Юринац ;)))
А теперь, благо данный вариант воплощен в фильме и имеется на Ютубе целиком, давайте заглянем в самое начало: youtu.be/HAw4iDDWby8 , минута 8.00 и далее.
Ну как, все всё осознали? ;)))))
Нет, дело не в том, что в Такарадзуке могла быть аналогичная сцена. Скорее всего, ее не было - обошли же они Песнь Жаворонка из РиДж без убегания Отодзуки Кей в одной простыне ;)))
Дело в том, что это ИЗНАЧАЛЬНО сцена, которую играет женщина с женщиной. И если долбаные фанатки Такарадзуки не могут переступить через это даже в самой Такарадзуке, хотя там с самого начала расставлены все точки над всеми знаками, то теперь представьте, как должны реагировать на эту сцену те, кто НЕ ПРИВЫК к исполнению женщинами мужских ролей как к норме и не получил на это установки. Тем более, что брючные роли в опере в норме НЕ ТРЕБУЮТ от исполнительницы хотя бы формально маскировать свой пол. Достаточно костюма персонажа, чтобы считаться персонажем; в конце концов, вряд ли это большая условность для восприятия, чем бородатый Паваротти в роли утонченного красавца Густава в антураже 18 века.
Вопрос, зачем и с какой целью это сочиняли авторы (а данная сцена в европейской опере ни разу не единственная), я здесь рассматривать не буду, чтобы не выражаться ;)))) Данная сцена дана нам в ощущениях как факт. Остается лишь найти свой путь, как ее сыграть.
И если Сена Юринац в 1962 г сыграла Октавиана вообще и сию сцену в частности более чем корректно и красиво, всю дорогу не забывая, где и зачем находится... то увы, не могу сказать того же самого о подавляющем большинстве других исполнительниц, особенно более позднего времени. По сути, два единственных найденных мной Октавиана, которым лично я поставила зачот с точки зрения искусства - она и Бригитт Фассбендер из самого первого выложенного мной ролика (1979 г), в которой есть что-то неуловимое от Андре Харуны Юри.
А вот сейчас пойдет пачка низачотов. Нелюбителям лесбиянства хуже пьянства заглядывать под кат крайне не рекомендуется ;))))

www.youtube.com/watch?v=bmvQAtZSzXA - финальное трио, но уже его более чем достаточно. Даже близко нет очаровательного юноши - есть откровенно СТАРШАЯ женщина, догребающаяся до младшей. Змейса, если ты это читаешь, то тебя наверняка аццки проперло именно с данного ролика ;))))

www.youtube.com/watch?v=BFjFXbhil5Y - Оно же. Дмитрий Харатьян, блинн ;)))) Здесь хотя бы не отвратно, но вот заглавную сцену в ее исполнении я все-таки представить не могу. UPD: ан нет, беру свои слова обратно - www.youtube.com/watch?v=Rxp8wMdMcm8 ; www.youtube.com/watch?v=difV3YAVOhc Анне-Софи фон Оттен всего лишь играет Октавиана как молодое чмо, но вот это как раз - вполне себе трактовка, просто молодость здесь равна не красоте юности, которая сама как роза, а неопытности и некоторому идиотизму ;)))

www.youtube.com/watch?v=EydcHbdhgnA - еще один восторг для Змейсы.

youtu.be/lCBkoGeE62Y - что-то как-то мне эта исполнительница подозрительно напоминает распространенный типаж тусовочных любительниц кросспола ;))) Что рожей, что ужимками и прыжками.

youtu.be/hjzNoaecOOk - слов, кроме матерных, нет вообще - и не только в плане актерской игры. Как по мне, если Бал-маскарад в современных костюмах еще проканает за режиссерское видение, то вот здесь запретить их под страхом расстрела через повешение.

www.youtube.com/watch?v=ks1LBY-oRJw - а вот в этом месте предсказуемо случилось именно то, чего я и боялась: Ютуб начал предлагать как аналогичные ролики уже нифига не оперу, а лесбийские сцены.

Ну и на закуску без комментариев:
www.youtube.com/watch?v=7LHihuPkHW8
www.youtube.com/watch?v=Mx-fzhvg0ds

Спасибо тем, кто все это выдержал, честно ;)))

А теперь представьте, как средняя типовая Така-поклонница в поисках первоисточника натыкается на что-нибудь из ВОТ ЭТОГО... Представили? Если после просмотра фильма 1962 г поставить сие в Такарадзуке выглядит прикольной и пикантной идеей, то после всего вышеприведенного счастья как-то начинает, как капустой из углов, тянуть чем-то неподобающим и плохо сочетающимся с чиста-совершенна-прекрасна.
В общем, не знаю, кому и как пришла мысль поставить в Такарадзуке Аи но Сонату. Но зато отчетливо понимаю, почему именно Цубаса. Только у нее хватило бы на это отмороженности и безбашенности. А зная ее именно в данном качестве, уже не удивляешься тому, что записи данной Така-постановки в природе нет и вряд ли скоро будет.

На прощание, чтобы немного сгладить гнетущее впечатление, очень хороший ролик концертного исполнения финального трио. Сразу такими старыми добрыми OG повеяло ;)))



И еще чуточку Бригитт Фассбендер в красивых шмотках ;)))




@темы: обще-Такарадзучное, европейские мюзиклы, аналитика